Экспозиция разместилась в Государственном музее А.С. Пушкина до 16 марта 2025 года. Выставочный проект приурочен к 225‑летию со дня рождения поэта, которое отмечалось в прошлом году. Торжественное открытие состоялось 10 февраля 2025 года, в 188‑ю годовщину со дня гибели русского классика.
На выставке представлены портреты поэта авторства разных художников, таких как М.Ф. Шемякин, А.Т. Зверев, П.П. Оссовский, В.А. Прибыловский, А.В. Ванециан и других. «Художники, которые пишут Пушкина или о нём, на самом деле пишут и о себе, показывая образ поэта и его произведения через своё творчество», – отметила научный сотрудник музея Ольга Устинова. И в самом деле, каждый портрет уникален, на каждом великий поэт предстаёт перед нами в разных амплуа. Так, например, работа Ю.Л. Оболенской «Портрет А.С. Пушкина» написана в 1925 году и является самым ранним портретом, представленным на выставке. Пушкин предстаёт здесь в образе романтического героя на фоне медного всадника и бушующей стихии, символизирующей вихри минувшей революции. Когда смотришь на этот портрет, возникает ассоциация со строками из стихотворения «Поэт»: «Бежит он, дикий и суровый…» Портрет А.А. Пластова «Пушкин в Болдине. Из цикла иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» написан в 1949 году. Мы «застаём» поэта за его любимым занятием – конной прогулкой. Болдино является важным местом в творчестве поэта, именно здесь была дописана «История Пугачёва». Помимо села Болдино на представленных на выставке картинах – пейзажи других важных мест, связанных с именем А.С. Пушкина: Михайловское, Тригорское, Святогорский монастырь, где похоронен поэт.
В музее находятся иллюстрации к известным произведениям А.С. Пушкина, а также эскизы костюмов и декораций к спектаклям по его произведениям. Особого внимания заслуживают красочные иллюстрации к сказкам поэта. Работы В.А. Милашевского, А.П. Могилевского, Б.А. Заборова и других способны надолго приковать внимание посетителя за счёт мелких деталей и яркого оформления. «Пусть перо, обмакнутое в тушь, «резвится» по бумаге, как счастливая молодая девушка в танце, пусть оно острит, улыбается, иронизирует», – говорил В.А. Милашевский об искусстве. Именно такая лёгкость, а местами даже карикатурность прослеживается не только в его работах. Так, Т.А. Маврина всю жизнь трепетно относилась к творчеству Пушкина, художница особенно выделяла поэму «Руслан и Людмила», сравнивая её с волшебным ларцом, при открытии которого предстают чудесные города, дворцы и корабли.
В 14.45 (именно в это время перестало биться сердце поэта) посетители Государственного музея почтили память А.С. Пушкина минутой молчания. «Любое гениальное произведение необходимо читать несколько раз, ведь каждый раз ты будешь находить новые ответы на свои вопросы. Так и с произведениями А.С. Пушкина: каждый раз они читаются как в первый», – сказал во вступительной речи первый заместитель председателя Комитета по культуре Государственной думы РФ Александр Шолохов. Он также призвал чаще обращаться к творчеству русского классика и не забывать о том, что А.С. Пушкин не только один из основоположников русского языка, но и его хранитель. Завершилась встреча чтением великих произведений поэта.
Юлия Борисова