«Человек – это радость в самом чистом виде», – считает писатель, богослов Евгений Небольсин. Беседуем с ним об актуальных проблемах православной философии и о пути к высотам живого счастья.
– Евгений, какие философские течения, исторические фигуры оказали наибольшее влияние на ваше мышление? Как это отразилось на вашем творчестве?
– В каждом из нас живёт философ. Если цветок сорвать, то он погибнет. Жизнь – это возрастание к совершенству, и если возвышения нет, то нет и жизни. Мы все поднимаемся к единой Вершине вершин мира, набираясь «опыта – сына ошибок трудных», но не каждый становится «другом парадоксов». Вот тут важно найти тех, кто поднялся и знает пути восхождения, где можно «обойти стороной отвесные стены», чтобы идти безопасными пологими склонами. Для меня лично этими проводниками стали сильные духовники, прошедшие горнила войн и лагерей. Они меня вывели к о. Андронику (А.Ф. Лосеву), игумену Иоанну (Экономцеву), В.Н. Лосскому. Только после них смог уверенно и при этом по-русски ориентироваться в безбрежном океане философии.
– Какие вызовы и проблемы стоят перед православной философией в XXI веке?
– Проблем много, и главная из них: исключить попытки противопоставить Благодать Духа Святого самому естеству жизни, а также во Имя Бога творить самодурства. Такое было и есть, из-за чего люди шли даже на самосожжение. Благодать Духа Святого даёт только радость жить, даже в самых тяжёлых условиях, и радость прощать. И только в этом реальная власть и сила.
Радостью о Боге всё здесь живёт и движется. Если есть радость в народе, то государство будет жить при любых самых несовершенных законах, при самой несовершенной форме хозяйствования. И наоборот, если нет радости, то даже самая жесточайшая диктатура, самый сильный контроль не смогут удержать от развала страну. При этом самая лояльная власть оказывается деспотией. И то и другое – крайности, а потому нужна золотая середина, и наш президент, как спасение всего мира, уверенно ведёт по этому пути.
Хороший опыт нужно почерпнуть в исламе. Мудрый пророк Мухаммед не пошёл против учения предков во Славу Бога. То есть не противопоставил отцов их детям во Имя Священной Истины. От прошлого взял благие зёрна религиозного опыта древних и усилил реальным присутствием Бога. Ведь с пришествием Спасителя в мир ничего не изменилось, союз отцов и детей остался первой святыней на земле. Но появилась возможность усилить единство поколений Благодатью Духа Святого через Христа. То есть речь идёт об усилении того, что уже есть, а не противопоставлении, как это было в XVII – XIX веках в Российской империи и потом в СССР, где во имя высшей правды готовы были уничтожить девять десятых россиян.
У нас на Руси тоже есть древние святыни, коим надо вновь обрести прежний статус в деле стяжания радости Духа Святого. А потому, также выделив благие зёрна из древних учений русин, следует обозначить естественный для славян путь стяжания Духа Святого в процессе восхождения на Вершину вершин: не через «отвесные стены», а по удобному пологому пути. Нагрузка не должна тиранить радость и покой даже малышки на руках матери. Как-то надо совместить и восхождение, и улыбку младенца. Ведь только так могло быть крещение Руси в ту далёкую эпоху.
– Как вы считаете, нужно ли вносить какие-то изменения в систему образования для развития духовности в современном обществе?
– Дело в том, что самое главное определение о природе личности звучит совсем иначе. Вот тут надо навести порядок. Человек – радость в самом чистом виде. Образование призвано расковырять в нём эту природу, чтобы выпустить радость и дать ей свободу самоопределения. Только счастьем человек стремится к Вершине вершин, где всё естественно и ничто не ущемляет. Только там всё как на ладони и человек становится «гением – другом парадоксов». Он радостью становится умудрённым старцем, ведающим пути к высотам живого счастья. Только это есть образование. Такими были о. Андроник, игумен Иоанн (Экономцев), Герой Советского Союза Н.Н. Орищенко, архимандрит Кирилл (Павлов), архимандрит Кирилл (Бородин) и многие на моём пути.
– Какие проекты или инициативы Русской православной церкви вы считаете наиболее успешными?
– Те, в коих отдано внимание воспитанию детей и укреплению семьи.
Представьте, что у вас в руках рубль. Перед вами голодающий малоимущий. Можно купить ему краюху хлеба и накормить, а можно подождать и поставить на его могилу красивый памятник с душераздирающими надписями. Как бы и то добро, и это. Так же дело обстоит с проектами. Храм не в брёвнах, а в рёбрах. Надо так поставить дело, чтобы женщины не боялись рожать детей, ибо они видят, что дети брошены. Только так эффективна борьба с абортами. Давайте бороться за каждую жизнь.