Американцы – это люди, которые считают, что брать к себе в постель маленьких детей – ненормально. А домашних животных – вполне хорошо. Люди, которые готовы хвалить своё дитя только за то, что оно прокатилось на карусели, но не считают нужным ставить ребёнку цели, для достижения которых следует приложить усилия. Люди, которые полагают, что искренность и открытость имеют важное значение, а вот такт и вежливость не обязательны. Американцы очень хотят, чтобы у их детей было всё самое лучшее, чтобы они были успешны и счастливы, да и сами американские дети зачастую уверены, что успех и личное счастье – главное в жизни. Вот только почему многие из них, вырастая, склонны к депрессии?
Все эти вопросы очень волновали Кристину. И когда они с мужем и детьми переехали на долгое время жить в Японию, то словно бы попали в другой мир. Мир, где детям можно драться и копаться в грязи. Где шестилетки спокойно без родителей гуляют в парке, а восьмилетки ездят в метро. Где помогать родителям и съедать всё, что тебе положили на тарелку, – норма жизни. Совершенно заурядную американскую фразу «Я – суперский!» перевести на японский попросту невозможно, зато в традиции японской школы входит напряжённая рефлексия, когда каждый ребёнок должен быть готов рассказать одноклассникам, в чём он не прав и в чём будет стараться стать лучше. Словом, Кристина была огорошена и за несколько лет решилась пересмотреть свои взгляды на воспитание.
Собственно говоря, это ведь не что-то невероятное. Мы все помним, как несколько десятилетий назад многое из вышеперечисленного было нормой для большинства. Припомнила это, думая о детстве своём и своих родителей, и сама Кристина. Но как добиться того, чтобы сберечь основы традиций в условиях общества потребления? Здесь автор книги призывает на помощь не только японский, но и скандинавский, и французский опыт.
«В Соединённых Штатах торговых центров больше, чем средних школ, а 93% девочек-подростков называют шопинг любимым развлечением… Американские дети в год получают в среднем семьдесят новых игрушек… К двум годам ребёнок начинает узнавать логотипы и ассоциировать их с определённой продукцией, а к первому классу помнит уже сотни лейблов. Современные подростки разбираются в брендах лучше взрослых и обсуждают их в среднем сто сорок пять раз в неделю, то есть вдвое чаще родителей. Чтобы захватить юную аудиторию, корпорации умышленно подрывают родительский авторитет. СМИ не просто так навязывают потребителям образ старомодных, не слишком умных взрослых рядом с продвинутыми и стильными детьми. Подобная стратегия не раз себя оправдывала: дети усваивают, что нет ничего страшного в пренебрежительном отношении к взрослым». Такова продуманная, целенаправленная стратегия рынка. Сегодня это головная боль не одних только американцев – при всей разнице в покупательской способности мы всё чаще можем наблюдать подобное и в России.
Что могут родители этому противопоставить? Хорошо японцам, пока у них само общество служит сдерживающим регулятором, задавая рамки, в которых юные граждане приучаются жить. А что делать, если рамки уже основательно порушены и государство не стремится их укрепить?
Не предлагая универсальных правил, Кристина Гросс-Ло всё же пытается отвечать на эти вопросы. Ей пришлось – ведь и её семья спустя пять лет вернулась в США, страну, где обожают измерять коэффициент интеллекта и повышать самооценку, но до поры до времени оставляют без внимания упорство, самоконтроль и прилежание. Покуда не оказывается, что самый неуверенный в себе школьник из Сингапура превосходит в математике самого уверенного в себе американского школьника. Впрочем, замечает Кристина, такие качества, как креативность и открытость новому у американцев развиты гораздо лучше. В конечном счёте родителям самим решать, что они хотят воспитать в своих детях. А вот в том, что любой ребёнок формируется воспитанием, у Кристины за десять лет работы над этой книгой не осталось никаких сомнений.