Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 сентября 2023 г.
Станционный смотритель

Война Нестора

Благодаря поэту Кукольнику Таганрог получил железную дорогу

01 сентября 2023
Железная дорога в морской гавани Таганрога, конец XIX века

Очень многим Нестор Васильевич сегодня памятен прежде всего как автор «Попутной песни» – своего рода гимна во славу железных дорог, написанного под впечатлением от путешествия из Петербурга в Царское Село на первой русской «чугунке». На деле же вклад этого человека в развитие отечественных рельсовых магистралей оказался гораздо более весомым.

Сын профессора, выдающегося правоведа, он, по собственному признанию, «увидел свет Божий и Царство Русское из окон здания Санкт-Петербургского университета». Воспитывался юноша в абсолютно художественной атмосфере: домашний театр, музыкальные вечера, разговоры о живописи и истории – всё это с детства окружало будущего поэта.

Давно отшумели споры о нём, воспитаннике Нежинской гимназии, друге Гоголя, чья популярность во времена Николая I какое-то время превосходила пушкинскую. И осталась в истории театра легенда о необыкновенном успехе трагедии в стихах «Рука Всевышнего Отечество спасла», после которой император назначил личным цензором Кукольника шефа жандармов Александра Бенкендорфа, который уже выполнял схожие функции по отношению к Пушкину. Собратья по перу, кстати, в большинстве своём относились к Кукольнику критически. Коробили напыщенные монологи его героев и дух «патриотического фарса», превращавший пьесы Нестора Васильевича в прямолинейные иллюстрации к идеологическим установкам николаевского времени. Вдобавок тот был слишком молод и самоуверен. И всё-таки он нашёл единомышленников – да каких! Дружбу Кукольника с композитором Михаилом Глинкой и художником Карлом Брюлловым называли «союзом трёх искусств».

Но вольным сочинителем Кукольник оставался недолго. Женившись, он поступил на службу в военное министерство – чиновником по особым поручениям. Колесил по России, как гоголевский ревизор. Не Хлестаков, а настоящий ревизор. Он занялся экономикой – изучал каменноугольную промышленность, налаживал снабжение армии. Кукольник понимал необходимость строительства новых железных дорог. Жаль только дело развивалось медленно, к его предложениям не прислушивались. Отсутствие магистрали, которая связала бы центральные губернии с Причерноморьем, стало роковой проблемой во время Крымской войны.

Р.К. Жуковский. Нестор Васильевич Кукольник с супругой Софьей Амалией фон Фризен, 1847 год

В 1857 году, выйдя в отставку в 48 лет, Кукольник поселился на берегу Азовского моря, в тихом Таганроге – после бурной столичной кутерьмы. Здесь не обошлось без разочарования в петербургской богеме, вдобавок после смерти Глинки и Брюллова единомышленников у поэта не осталось. С этого времени он посвятил себя развитию Приазовья. Кукольник стоял у истоков создания первой городской газеты, помогал строительству оперного театра и заботился об учебных заведениях. А строительство железной дороги, которая бы связала Таганрог со столицами, стало его заветной мечтой

В 1860 году Кукольник составил для правительства «Записку о построении железных дорог в России». Поэт, служитель муз, оказался знатоком техники и социальной политики. Его идеи оказались кричаще актуальными: дело в том, что в это время как раз строились Петербурго-Варшавская и Петербурго-Нижегородская железные дороги. Размах, прежде неслыханный. Кукольник рассуждал, кроме прочего, о том, как избегать растрат и мздоимства. Эта записка не прошла мимо нового императора, знавшего Кукольника и как поэта, и как управленца. При Александре II строительство железных дорог в России активизировалось. В этом есть и заслуга Нестора Васильевича.

Вскоре встал вопрос о возведении стальных магистралей в южных губерниях империи. И тут не обошлось без острых дискуссий. Ростовские чиновники считали, что достаточно протянуть трассу на Дон, а тянуть ветку до Таганрога бессмысленно. Кукольник предложил более масштабный план: построить дорогу от Харькова на Иловайское и Таганрог. Этот проект, по замыслу поэта, должен был помочь разработкам угольных месторождений на Донбассе. Он понимал, что транспортная сеть – основа экономики. Таганрог же – город, который Пётр Великий задумывал со столичным размахом, – могла ожидать судьба безнадёжной периферии. Кукольник понимал, что столь важный порт нельзя отрезать от сети железных дорог. В 1863 году он возглавил городской комитет по строительству железной дороги, которая свяжет Таганрог с Курско-Харьковской веткой и Ростовом. Сохранилось письмо Н. Кукольника видному петербургскому издателю, журналисту и общественному деятелю Андрею Александровичу Краевскому, датированное 1863 годом. В нём Кукольник впервые изложил позицию комитета и, естественно, свою личную относительно строительства южной железной дороги: «Если начнётся дорога из Харькова в Таганрог, то жизнь Таганрога примет совершенно другие фазы. Не потому, что я живу в Таганроге, а потому, что я зело изучил этот край. Скажу решительно, что Таганрог для России важнее Одессы и Риги, но Вам известно, как хромает и как близорука наша администрация. Почему и надо бить и бить на эту дорогу, пока вразумеют».

Интересно, что Харьковское земство было против маршрута дороги на Таганрог. «Харьковское земство, как будто ничего не зная о свершившихся фактах, продолжало отвлекать своё внимание от других земских дел рассуждениями о железной дороге, предлагая изменить линию направления вместо Таганрога на Мариуполь, и <...> чтобы контроль и наблюдение за сооружением были предоставлены земству», – писал Кукольник в статье «Азовская железная дорога», опубликованной в 166-м номере газеты «Голос» за 1866 г.

Кукольник дотошно продумал экономическое обоснование проекта. Но высочайшего одобрения пришлось ждать пять лет. Только в 1868 году император одобрил строительство этой трассы.

После Крымской войны Кукольника всё чаще преследовали тёмные мысли. Он критически оценивал политический курс, который привёл Россию к поражениям, программа реформ Александра II также не вызывала у него восторга. Он сетовал, что в России «есть жители, но нет граждан». Кукольник видел спасение в развитии народного просвещения и железных дорог. В одном из писем поэт пришёл к такому выводу: «Дороги и школы, школы и дороги; а тогда научимся и поедем прямым путём».

В 1860-е литературные дела Кукольника шли скверно. Цензура не пропустила его сатирическую драму «Гоф-юнкер», да и публицистику пропускала неохотно. Всё это не добавляло ни здоровья, ни сил. «8 декабря 1868 они сидели с другом семьи, пили чай. Потом Кукольник встал и пошёл в другую комнату переодеваться. Перед этим, как вспоминает его слуга, он выпил бокал шампанского. Переодевшись, он вышел из комнаты и, подойдя к столу, протянул жене коробку шоколадных конфет и тут же сразу упал мёртвый. Через пять минут привели врача (он жил рядом) но Кукольник был мёртв», – писал замечательный таганрогский краевед Александр Николаенко, ставший биографом поэта. Кукольник не дождался плодов своих стараний, не увидел в Таганроге воспетых им паровозов. Но на берегах Азовского моря и в наше время помнят, что автор «Попутной песни» больше других сделал для того, чтобы в этот край пришла спасительная «чугунка».

В наше время от Нестора Кукольника по большому счёту осталась только вереница классических романсов Михаила Глинки, легенды, пересуды и не слишком лестные формулы из учебников по истории литературы. Ни к кому из значимых поэтов XIX века потомки (а в особенности издатели) не отнеслись с таким пренебрежением. Книг Кукольника просто не существует. Ждут своего часа и его стихи, и драмы, и записки, которые необходимы историкам, в том числе – летописцам железных дорог.

Тэги: Путешествие во времени
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Город-сад: от фон Мекка до Крата

    20.11.2024
  • «Остаться на земле во что бы то ни стало...»

    04.10.2024
  • Дипломат его величества

    22.02.2024
  • Он был могуч и красив!

    14.09.2023
  • Неизвестный известный Александр Невский

    27.07.2023
  • Нарком Елизаров

  • Сказку быль опередила

  • Павелецкие практики Леонида Словина

  • Родина, встречай героев!

  • Другой Дельвиг

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS