В истории войн, в которых участвовала наша страна, столько потрясающих страниц, ещё не переведённых на язык кино, что диву даёшься. Почему столько лет не был экранизирован один из важнейших с военной точки зрения эпизодов Великой Отечественной, а с политико-психологической – переломный? Но вот, наконец, через 80 лет с гаком режиссёр Константин Буслов снял фильм о подвиге советских лётчиков в небе над Берлином летом 1941 года.
Очень боялся, что очередной фильм о войне расстроит, как это было с последними военными премьерами. «Мария. Спасти Москву» – экранизация легенды о том, что столицу в 1941-м спасла икона Тихвинской Богоматери, с которой по молитве Матроны и личному приказу Сталина самолёт трижды облетел осаждённый город, благодаря чему удалось спасти его от нашествия нацистов, была решена в жанре документальной драмы и оказалась крайне неубедительной. Кроме того, по факту – попыткой фальсификации истории московской обороны – всё-таки Москву спасли не облёты с иконой, а самоотверженность красноармейцев. Огорчил и «Лётчик», снятый по голливудским лекалам, но по художественным качествам не сравнимый с замечательным фильмом на ту же тему 1948 года – «Повесть о настоящем человеке». А вот «Девятаев» не только огорчил, но и возмутил. Уникальный, фантастический подвиг девяти военнопленных во главе с Михаилом Девятаевым, которым удалось угнать самолёт с немецкой военной базы и перелететь на нём через линию фронта к своим, испачкали отвратительным предательством. Девятаеву придумали дружбу с изменником Родины, и он ему простил предательство и пронёс через годы эту дружбу, никому не рассказав, что друг перешёл на службу к нацистам. Судя по недавним высказываниям продюсера Бекмамбетова, апология предательства в фильме про героя войны отнюдь не случайна.
Новая военная лента, «1941. Крылья над Берлином», напомнила совсем другие фильмы про лётчиков, очень разные, но очень хорошие и, так сказать, беспримесные: «В бой идут одни старики» Леонида Быкова, но ещё больше – «Торпедоносцы» Семёна Ароновича по сценарию Алексея Германа. Лирика и темперамент, сверкавшие в быковской ленте, здесь тоже есть, но они глубоко спрятаны, героев же отличает какая-то особая достоверность, сродни той, что потрясала в «Торпедоносцах».
История, лежащая в основе сценария «Крыльев...», удивительная. В начале августа 41-го, когда советские войска, потерпев, казалось, сокрушительное поражение, несли страшные потери, когда немцы стремительно наступали и бомбили Москву и Ленинград, когда веры в то, что победа будет за нами, становилось всё меньше, наши бомбардировщики совершили невозможное. Неожиданно ударили по столице Третьего рейха. Потом ещё раз и ещё... Всего было девять налётов на Берлин, но «Крылья...» – о первом, самом удачном.
В фильме подробно показано, где и как велась подготовка к дерзкой и технически крайне трудной операции. Драматический ночной перелёт мощной балтийской эскадры и бомбёжка Берлина сняты очень убедительно. Однако кроме вызывающего доверие показа военной части операции привлекло внимание и вызвало сочувствие что-то не менее важное. В фильме лица лётчиков – подлинные. Как в документальных фильмах про войну – родные и близкие, как будто удалось приоткрыть их душу. Немногословные, совсем не героической внешности, они вызывали симпатию и таили в себе какую-то загадку. И не спешили её раскрыть.
Главу авиации Балтийского флота генерала Жаворонкова, предложившего идею атаки Берлина с острова Эзель (Сааремаа), сыграл Сергей Пускепалис. Подобных отцов-командиров в его актёрском багаже было уже много, но в «Крыльях над Берлином» задача усложнилась тем, что герой статичен – его замысел воплощают другие. Роль Пускепалисом сыграна, как всегда, добротно, а вот удивили и порадовали в фильме менее известные актёры, которые прекрасно сыграли «воздушных рабочих войны» (как сказано в другом замечательном фильме про лётчиков – «Хроника пикирующего бомбардировщика».
Персонажи фильма, как настоящие солдаты (похожих мы видим в репортажах с передовой на Донбассе), избегают публичности, как будто стесняются камеры. Веришь полковнику Преображенскому (Максим Битюков), который возит с собой баян как талисман. Очень интересен капитан Выдрин, скрывающий свою болезнь (видимо, после контузии с ним случаются обмороки в самый неподходящий момент). В исполнении Сергея Гилева это очень замкнутый, но привлекающий внимание человек, настоящий солдат. Вроде циничный донжуан Черемис (Александр Метёлкин), встретивший на острове Сааремаа милую эстонку Эмму (Леонела Мантурова), вдруг оказался чистым романтиком, и для него началась совсем другая жизнь. Кажется, что из отснятого материала в фильм вошла только малая часть – такой багаж чувствуется за каждым образом. Кажется, что нам чего-то недорассказали, и жалко, что фильм кончился, – такое бывает нечасто.
Лента маркирована ограничением по возрасту «12+», но я бы её рекомендовал к семейному просмотру, что там такого, что нельзя смотреть десятилетним? Напротив, именно такие фильмы воспитывают правильное отношение к войне и миру.