Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 сентября 2021 г.
Литература

Возможность просветления

Вадиму Крейду – 85

28 сентября 2021

Вадим Крейд (Крейденков), который недавно отметил юбилей, как благородно говорили в старину, немало потрудился на ниве русской культуры. Поэт, литературовед, историк литературы, профессор-славист, В. Крейд родился в Нерчинске. На Западе с 1973 г. Окончил Ленинградский и Мичиганский университеты. Преподавал в Калифорнийском, Гарвардском университетах, долгие годы работал в Айовском университете (Айова Сити, США, где живёт и сегодня). Автор сборников стихотворений «Восьмигранник», «Зелёное окно», «Квартал за поворотом», «Единорог».

В. Крейд – крупный специалист по истории русского зарубежья. Как составитель и историк литературы выпустил книги: «Воспоминания о Серебряном веке», «Дальние берега» (сборник мемуаров), «Николай Гумилёв в воспоминаниях современников», сборник Г. Адамовича «Одиночество и свобода», поэтические антологии русского зарубежья «Ковчег», «Вернуться в Россию стихами», двухтомник К. Бальмонта, книгу «Георгий Иванов» («ЖЗЛ») и др.

Более десяти лет (1994–2005) являлся главным редактором выходящего в Нью-Йорке «Нового журнала», основанного Марком Алдановым и Михаилом Цетлиным при участии Ивана Бунина, рассказ которого «Руся» был напечатан в первом номере.

Когда-то в разговоре о современном состоянии литературы, о её упадке я спросил у Вадима Крейда: «Может, это связано с тем, что, как говорил Адамович, – «есть таланты, но нет темы»?» «Талантливых людей сейчас больше, чем когда-либо в истории, – ответил Крейд. – Но темы в том смысле, в каком говорил Адамович, действительно нет. То есть нет проявившихся творческих личностей масштаба Блока, Белого, Мандельштама, Гумилёва, Пастернака или, например, Бунина. В конечном итоге тема – это личность, которая способна услышать какой-то «новый трепет» или увидеть «какой-то особенный свет». Сейчас не слышно об идеях, не надёрганных с миру по нитке, об идеях, которые были бы так же оригинальны, как идеи мыслителей и художников Серебряного века. Сейчас время более прагматическое, коммерческое, потребительское, материалистическое, когда успех ценится больше, чем искра Божия».

Именно понимание высокой интеллектуальной и культурной миссии делало «Новый журнал», редактируемый В. Крейдом и его предшественниками, своего рода эталоном вкуса, ответственности. Говорилось, что «НЖ» противостоит антикультуре. Как вспоминает В. Крейд: «Исключались вульгарность, масс-культ, дурной вкус, порнография. Авангардизм не приветствовался, но и не исключался. Рукописей с проповедью тоталитаризма не попадалось, но русофобии или другого рода национализма сколько угодно. Ни одну из таких рукописей я не напечатал. Не шло в печать и то, что Карпович называл антикультурой».

И всё-таки изначально, по сути своей Вадим Прокопьевич Крейд – истинный поэт, мастер стиха, не форсирующий голоса, не играющий в слова, в эквилибристику смыслов, в каждом стихотворении которого трепетно просвечивает искра Божья. Он автор нескольких своеобразных, полных интонационного и экзистенциального изящества поэтических сборников. Как у бывшего (не по рождению, но по духу!) питерца, есть в его стихах какая-то тонкая, пронзительная связь с поэзией других петербуржцев из первой, самой горькой волны «русского рассеяния»: Георгия Иванова, Георгия Адамовича, Владислава Ходасевича... Я бы назвал эту связь «петербургской нотой», в которой и особая культура стиха, и высокий дух классической поэзии, и интеллигентность, и, самое главное, до щепетильности развитое чувство свободы и собственного достоинства. И при всей этой генетической «европейскости» – отчётливая память о своих истоках, чувство кровного и духовного родства с Россией. Говоря о стихах последних лет, написанных, как всегда, в акварельнонежных и чистых полутонах, без резких контрастов, но с появлением всё большего трагизма, какой-то неуловимой тревоги, Вадим Крейд очень точно определяет главный посыл, кредо своего творчества: «В поэзии меня всегда привлекало чувство метафизического выхода. Вот и новые стихи написаны на тему возможности просветления. Мог бы сказать, что это лирика веры, спонтанный монолог на эту тему, минуя обычные, закреплённые за этой темой слова и образы...»

Геннадий Красников

Поздравляем Вадима Прокопьевича Крейда с 85-летием! Здоровья, счастья, удачи!


Тэги: Геннадий Красников
Обсудить в группе Telegram

Геннадий Красников

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Неотступающая Юнна

    01.06.2022
  • Идеалист, спустившийся с небес

    19.01.2022
  • Вспышка на солнце любви

    22.12.2021
  • Сколько в нас Некрасова осталось?

    15.12.2021
  • Пророк… в чужом отечестве

    10.11.2021
  • Неотступающая Юнна

    105 голосов
  • Истории рыл яму Фукуяма

    66 голосов
  • «И станет началом итог…»

    63 голосов
  • Сколько в нас Некрасова осталось?

    40 голосов
  • В своей печали древним песням равный

    38 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS