Александр Кондрашов
Казалось, об Александре Фадееве с перестроечных времён, когда было опубликовано его предсмертное письмо, прочно забыли, книги удалены из школьной программы, о писателе вспоминали лишь в связи с тем, что у его жены, знаменитой актрисы Ангелины Степановой, до замужества был роман с драматургом Николаем Эрдманом. Но, видимо, без Александра Александровича обойтись нельзя. Не так давно выпустили сериал по его знаменитой книге о героях-комсомольцах Краснодона «Молодая гвардия» и вот вернулись к жизни её автора.
Фадеев среди писателей, «рождённых революцией», – один из самых одарённых. Его первый роман «Разгром» о партизанах Приморья – произведение необыкновенной силы и свежести. Детство и юность будущий писатель провёл на Дальнем Востоке, и его всегда тянуло туда. И незадолго перед смертью он хотел приехать на родину, где жили друзья юности, где осталась его первая любовь – Ася Колесникова. Их переписка, опубликованная в журнале «Юность» в 1958 году, и легла в основу документального фильма.
Трагическая жизнь талантливого, красивого человека заслуживает безусловно бóльшего времени. Как можно в 26 минут вместить жизнь и творчество человека, около тридцати лет находившегося в центре общественной жизни страны?
В передаче участвовали сотрудники дальневосточных музеев, которые гордятся своим земляком. Главное, что удалось создателям фильма, – это передать своё отношение к человеку, на которого в конце жизни и после смерти обрушилось много сплетен и клеветы. Его, председателя Союза писателей, обвиняли в том, что он повинен в репрессиях против многих своих коллег. Но кто тогда мог противостоять ежовщине? Фадеев делал для литераторов то, что было в его силах. Автор биографии писателя в цикле «ЖЗЛ» Василий Авченко рассказывает в фильме, как он помогал опальным Платонову, Зощенко, Ахматовой, Пастернаку и многим другим.
В фильме рассказано также о предсмертной записке Фадеева, о том, как тогдашние руководители страны относились к писателям и литературе. После ХХ съезда КПСС Фадеева, пожертвовавшего своим литературным даром во имя общественной работы, сняли со всех постов, вывели из ЦК и стали травить. А все обращения самого известного в ту пору советского писателя к руководителям страны остались без ответа...
Хорошо, что к Фадееву и его трагической судьбе, неотрывной от истории нашей страны, стали возвращаться. Надеюсь, беспристрастное исследование советской эпохи на «Культуре» продолжится.