«Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела…» Этими знаменитыми строками открывается опера «Доктор Живаго» Давида Кривицкого, мировая премьера которой состоится 24 января в Концертном зале Мариинский.
Созданная в 1990–1992 годах, эта партитура продолжает великие традиции русской классической оперы: Мусоргского, Прокофьева – в своих развёрнутых массовых народных эпизодах, и Чайковского – в лирических сценах. В то же время произведение написано ярко индивидуальным языком, её главное качество – опора на кантилену, мелодизм, это «поющаяся» опера.
Создавая либретто, композитор Д. Кривицкий попытался вместить в традиционную трёхактную структуру все главные линии романа и ключевые события. Пролог, 12 картин и эпилог («Прощальное слово») охватывают дореволюционную жизнь Юрия Живаго и его жены Тони. В сцене бала на ёлке у Свентицких происходит драматическое знакомство с Ларой... Бытовой фон рисуют две масштабные народные картины: «На Красной площади», как бы сводящей воедино все сцены с революционными массами из романа, и «Праздник в Москве», изображающей новое социалистическое общество.
В «Докторе Живаго» автор ведёт диалог с оперным жанром, с большой 400-летней традицией, доводя многие каноны до абсолюта. Грандиозный состав действующих лиц – 35 солистов, тройной состав хора, требующий в кульминациях разделения на 64 самостоятельных партии (!), детский хор – потребовал столь же мощного исполнительского ресурса, каким обладают немногие театры в России.
В мировой премьере задействован весь состав Академии молодых певцов Мариинского театра, и, по словам инициатора и музыкального руководителя проекта, народной артистки России Ларисы Гергиевой, главные партии готовят несколько составов солистов: «Мы можем позволить себе это и выбрать в итоге лучших». За дирижёрский пульт встанет Николай Хондзинский, хормейстер – Павел Теплов.
Соб. инф.