Во МХАТе – премьера обновлённого спектакля «Холодное сердце» (инсценировка – Владимир Щербинин, режиссёр – Олеся Невмержицкая) по сказке Вильгельма Гауфа, человека, прожившего на свете менее 25 лет. Судя по всемирной известности его сказок, он был гением.
Спектакль МХАТа раньше назывался «Сокровище Петера». Перед тем как его перестали играть, я водила на этот спектакль своего маленького сына. И когда я смотрела новую инсценировку 27 сентября, я отчётливо вспомнила те свои слёзы радости, которые брызнули во время старого действа, – эффект повторился. Театр сказал тогда моему сыну очень важные слова, объяснил те вещи, которые, возьмись за это я, оказались бы лекцией по этике, морализаторством. И сегодня я горда за всех мам и пап, которые сообразили привести детей именно на этот спектакль.
О чём сказка, многие знают. Если перейти на этические категории, она о грехе, раскаянии, покаянии, искуплении и прощении. И неважно, что одному ребёнку в зале пять лет, а другому – десять и кому-то вроде бы рановато слушать о том, что такое смерть, и задаваться вопросом: что с нами бывает после? И тому и другому захочется задуматься о том, что такое человек, как нужно жить. Но ведь не о смерти же эта сказка. Это лишь часть тех созидающих личность вещей, которые звучат в пьесе. Я ещё подумала, что в каком-то смысле сказка формирует негативное отношение ребёнка к погоне за лёгкой наградой, к разгульному образу жизни, к бессмысленной игре, к жестокости.
В театре ребёнка не учат напрямую, ему показывают, что выходит из отрицательного персонажа, к чему приводят дурные поступки. Но сказке, о которой идёт речь, этого мало. Она не о внешнем, а о внутреннем состоянии героя, который пошёл не той дорогой. Она о том, что переживает герой. Это переживание и есть урок!
Мало того, спектакль, как это ни странно, подводит маленького человека к пониманию в будущем русской классической литературы, которая вся об этом – возьмите хотя бы «Преступление и наказание».
Как же тогда быть с детской психикой? Не слишком ли глубокие переживания несёт столь многослойная, объёмная «философия для детей»? На ум идёт только один контраргумент: бесконечные американские кровожадные фильмы, якобы для детей, или не менее жестокие компьютерные игры – они навсегда формируют у наших детей «ошалелость» и идею допустимости лёгких жертв. Вот уж где взращивание поколений тех самых «холодных сердец»!
И вот театр, где ребёнок находится вместе со старшим родным человеком. Где бабушка непременно скажет: «Смотри, это злой волшебник». Где персонажи рассуждают о христианских ценностях… Разве это не почва для первых духовных ростков, не первая ступень к осознанию того, какой выбор должен делать человек?
И вот уже мальчик, услышав стихотворное заклинание Петера про рождённых в воскресенье, теребит маму за рукав:
– Мам, мам, а я-то в какой день родился?
А другой парень на выходе в антракте пожимает плечами:
– Странно, ведь Петеру дали за сердце всего сто тысяч, а говорят, что он стал миллионером!
Детское ухо улавливает всё. И даже если ребёнок не поймёт глубинные вещи, механизм «думания» запустится.
И если в большинстве случаев для самых маленьких детей в драматических театрах ставится шоу – шоу «для глаз», яркое, смешное, дурашливое и, как правило, пустое, то «Холодное сердце», я уверена, это первая серьёзная театральная постановка в жизни маленького ребёнка. То есть драматическое здесь превышает «детское» – то, что отвечает запросу родителей, которые хотят детей развлечь в воскресенье и немного приобщить к искусству. «Холодное сердце» далеко не развлечение, хотя и спецэффекты здесь есть, и песен достаточно, и декорации, и костюмы впечатляют маленького зрителя. Главное – этот спектакль для того, чтобы ребёнок пошёл не только на звук и на свет, но и на смысл и попробовал понять его.