В XXI веке по индексу образования Россия опустилась на 32-е место. На закате советской власти страна занимала третью строчку. Можно, конечно, спорить о качестве самого рейтинга, но то, что уровень образования у нас далёк от желаемого видно и без специальных исследований. После четверти века реформ впору брать на вооружение опыт большевиков.
Одним из первых ими был принят декрет о «О ликвидации безграмотности в РСФСР». По переписи 1920 года умеющих читать среди людей старше 8 лет было 41,7%, к 1926-му – уже 51,1%, а по переписи 1939 года грамотность населения превысила 80%. То есть чуть меньше чем за полтора десятилетия она увеличилась на треть. Вскоре после окончания Великой Отечественной войны был принят Закон об обязательном семилетнем образовании, а в 1972 году – о всеобщем среднем образовании.
Смена общественно-политического строя в 90-е, по сути, свела на нет достижения предшественников – полное среднее образование, хотя и оставалось доступным и бесплатным, перестало быть обязательным. Доля лиц, не имеющих образования выше начального, в возрастной группе 15–19 лет выросла более чем вдвое.
Целью провозгласили не фундаментальное образование, а практикоориентированное, воспитание не творческой личности, а потребителя.
С девяностых годов самыми непопулярными министрами стали министры образования. В прошлом году на этот пост пришёл новый человек, и впервые за много лет в обществе наступило какое-то согласие. Удастся ли Ольге Васильевой решить все накопившиеся проблемы? Очень хочется, чтобы удалось. Дальше падать некуда.