Ольга Надточий. Говорит весна. Стихотворения. – СПб.: Поэтустороннее, 2023. – 184 с.
Сквозной образ этого, третьего по счёту, поэтического сборника Ольги Надточий – образ цветка, символизирующего, как можно предположить, саму жизнь. Рождённый из зерна, молодой побег пробивает почву и является миру прекрасным растением, корни, листья и стебли которого становятся всё сильнее и крепче. Открывая книгу, читатель отправляется в путешествие по главам. Их названия («Зёрна Твои», «Сад-секрет», «Лавр Сторис», «Росток личности», «Яловые ветви», «Время-пыльца», «Правда цветёт внутри», «Сквозь бархат толпящихся елей», «Городские побеги», «Корнями вверх», «Цветы предвкушают пчёл») заслуживают, на наш взгляд, не просто упоминания, но полноценного исследования. В них отражены рождение и рост цветка, появление и торжество жизни.
Лужам послушен шаг,
шлёпает сапожок.
Детская прыть – душа.
Детская суть – прыжок.
Гордости невдомёк,
сколько всего вместит
этот простой денёк
с клятвой – всему цвести!
Эта клятва не что иное как манифест, укрепляющий читателя в мысли, что весна вечна, а жизнь – непобедима.
Интонации Ольги Надточий ясны и чисты. Её поэтический язык отличается метафоричностью, но стихи не перегружены ими, а естественны, будто сама природа. Автору удаётся найти такой порядок слов и выбрать такой ритм, что, читая, чувствуешь себя как бы внутри поэтического текста, сливаешься с ним, как небо с поверхностью озера или реки, отражаешься в нём.
А теперь я вижу: в пучине свет,
словно кто-то вспомнил включить маяк.
Он влечёт, он тянет меня взрослеть,
и становится шире душа моя.
Мотив одиночества – один из центральных в книге. Но поэта не упрекнёшь в склонности страдать по поводу своей неприкаянности и упиваться им. Она, скорее, срастается с этим ощущением, сплетается с ним, подобно тому, как сплетаются корни деревьев, свыкается с собственным, личным и общечеловеческим, тонко подмечая нюансы переживаний, и с горькой мудростью размышляет так:
Иногда одиноко – не есть хорошо.
Ты хлебнёшь тишины и дичаешь душой.
Тесен мир, уместившийся в кокон.
Одинаково всё: одиноко.
Эти стихи, безусловно, можно назвать камерными. Они во многом исповедальные, в них не встретишь бравады, эпатажа, эмоционального накала. Но есть в книге «Говорит весна» изящество и пронзительная честность, исцеляющий свет, невероятная глубина при кажущейся простоте. Прикасаясь к поэтике Ольги Надточий, сам как будто становишься чище и мудрее.