Бизнес в стиле РАСПИЛ. Куда уходят богатства Родины. Хищения, легализация, однодневки, обналичка. – М.: Книжный мир, 2012. – 288 с. – (Серия «АнтиКОРРУПЦИЯ»). – 1500 экз.
Молоденькая девушка, ищущая работу секретаря, приходит на собеседование. Менеджер по персоналу, заглянув в резюме, уточняет: «На предыдущем месте работы вы также были секретарём?» «Да, три месяца, – кивает соискательница. – А до этого я восемь месяцев числилась в той же фирме на другой должности». «И как же называлась должность?» – спрашивает рекрутер. Соискательница смущённо опускает глаза: «Ну… я работала генеральным директором».
Эту историю мне рассказала одна моя знакомая. Российские менеджеры по персоналу сталкиваются с «генеральными директорами» подставных фирм достаточно часто. В таком контексте уже не кажутся сенсационными данные из книги «Бизнес в стиле РАСПИЛ», где утверждается, что количество фирм-однодневок и фирм-«помоек» в нашем государстве исчисляется десятками тысяч. Общая сумма ежегодно легализуемых преступных доходов составляет 12,4% от среднегодового ВВП.
Автор приводит и другие ошеломляющие цифры, но самое печальное, по его мнению, – это вовлечение в преступный бизнес широких слоёв населения. В фирмах-однодневках на должностях генеральных директоров трудятся не прожжённые аферисты, а вполне законопослушные люди. Если повезёт, через несколько месяцев работы в такой конторе сотрудника «повысят» до секретаря, бухгалтера или юриста, а если не повезёт – можно оказаться под следствием в деле об отмывании денег.
В чём же причина такой повальной криминализации граждан? Отвечая на этот вопрос, принято винить тяжёлое наследие 1990-х годов, но, по мнению автора, проблема куда глубже. Мы потеряли религиозно-нравственный ориентир, а его невозможно чем-то заменить. Страх перед наказанием, правила деловой этики или так называемые общепринятые моральные нормы – всё это не выполняет своей главной функции, не ставит нам барьеров. Все мы преступники, если соглашаемся с «зарплатами в конвертах», даём взятки или «подарки» нужным людям, покупаем себе липовые справки и другие документы.
Конечно, и на Западе есть свой криминал. В книге целая глава посвящена российским криминальным финансовым схемам, реализуемым с помощью «западных партнёров». Но в Европе даже слух о причастности к чему-то подобному означает для компании безвозвратную потерю деловой репутации. В России же на репутацию компании мало влияет такая «мелочь», как уголовное дело, заведённое на кого-то из топ-менеджеров. В России сегодня всегда можно сказать: «Это происки конкурентов! Нашу компанию хотят искусственно разорить!»
И тут надо сказать, что автор точно и наглядно ставит диагнозы, но способов лечения по большому счёту не знает. Варианты решения, которые он предлагает, очевидно утопичны. Например, идея освободить от подоходного налога всех российских граждан, зарабатывающих меньше 20 000 рублей в месяц. Это якобы должно способствовать тому, что крупный бизнес откажется от «серых» зарплатных схем и выйдет из тени.
Не менее утопичной представляется идея объединить два извечно враждующих лагеря – бизнес и работников, – чтобы они вместе диктовали свои условия государству. Интересы бизнеса и работников слишком различны. Об этом можно судить хотя бы по идеологии партии «Правое дело».
Если ситуация не изменится, констатирует автор, наше государство придёт к полному краху, попросту развалится. Мы должны сделать над собой усилие и изменить привычный полукриминальный образ жизни, но вот как этого достигнуть? Все предложения пока остаются на уровне фантазий.