Давно такого не было, чтобы сериал задел за живое и заставил себя смотреть от начала и до конца, а серий – по часу каждая – десять. Да, это жанровое кино, но всё очень серьёзно, как в настоящей драме, достоверная атмосфера, живые персонажи, между ними сложные, полнокровные отношения, и это при соблюдении всех законов жанра.
Мы писали о предыдущем сериале режиссёра Душана Григорова и сценариста Олега Маловичко – «Хрустальный», тоже жёстком, если не жестоком. Там находящийся на грани нервного срыва столичный следователь ищет маньяка-педофила в городке, где он родился и сам подвергся нападению. Герой «Химеры», расследующий преступные схемы и жуткие преступления мафии наркополицейский, грань срыва, казалось, уже перешёл. Ему противостоят конкурирующие между собой бандитские кланы и совершенно новая генерация наркодилеров-айтишников, которые отбирают у этих кланов их бизнес. Они придумали неуязвимую (ни для полиции, ни для конкурентов) схему распространения наркотиков.
Все герои интересны, все в какой-то степени вызывают сочувствие или понимание. Я боялся, что, как часто бывает в хороших детективных сериалах, и здесь разочарует финал. Впервые развязка, абсолютно неожиданная, почти ошеломила, подведя в высшей степени нравственную черту в криминальной драме.
Здесь, как и в «Хрустальном», отличные актёрские работы. В первых сериях очень хорош и убедителен замученный свинцовыми мерзостями жизни Джус – студент-аутист, от безысходности придумавший гениально продвинутую систему распространения «дури». Эльдар Калимулин в этой сложной роли убедителен. Правда, от серии к серии по ходу того, как Джус постепенно становится боссом, он почти не меняется – жаль, упущен ресурс, который мог бы обогатить роль.
Очень убедителен Егор Корешков в роли интеллигентного сына старого мафиози Татарина и его утончённой жены (криминальную чету очень хорошо играют Андрей Смирнов и Елена Прудникова), а Корешков создал образ современного криминального упыря – идеально воспитанного, не склонного к насилию человека, хорошего семьянина, которого к кошмарной жестокости понуждает забота о жене и детях. Ожидаемо хорош Игорь Миркурбанов в роли порочного криминального авторитета с восточными корнями, но его переигрывает его же подручный, которого неожиданно страшно сыграл Вадим Норштейн – поначалу казалось, что артиста нашли где-то на Кавказе, так органично он смотрится в азиатской ОПГ. В эпизодах (все сыграны тоже очень хорошо) запоминается Сахат Турсунов, сыгравший наркобарыгу.
А на первое место по значимости и убедительности я бы поставил Ангелину Загребину, исполнительницу роли Химеры – неспроста прозвище героини стало названием убийственной преступной схемы и сериала. Умная, обаятельная, на вид очень положительная, но – ужасная. Её мерзкого любовника Йоту хорошо сыграл Василий Михайлов. Очень достоверный тип современного паразита из креативного класса. Только непонятно, как Химера могла жить с таким гнойным хипстером, и главное – любить его.
Вообще, здесь все женщины хороши, интересны и похожи друг на друга, как сёстры: и Кристина Кучеренко (наркоманка – дочь генерала ФСКН), и Дарья Авратинская (супруга младшего Татарина), и Наталья Земцова в роли жены майора, и Лукерья Ильяшенко (его любовница-журналистка). Как будто создатели фильма решили развернуть все ипостаси одного женского характера.
В роли майора ФСКН – очень сейчас востребованный Александр Кузнецов, но тут понятен выбор режиссёра: актёр со сломанным носом в роли битого-перебитого человека со сломанной судьбой на месте. Внутренне выгоревший, опустошённый, но идущий до конца. Единственно, что меня кольнуло: улыбка у него какая-то нехорошая для положительного героя. Показалось, что майор (или исполнитель?) странно кайфует, находясь по службе в ночных клубах, что слишком он тут в своей тарелке, как будто весь этот сатанинский дурман ему сродни. Впрочем, может быть, это только показалось.
За финал создателям, повторяю, отдельное спасибо, есть и за что покритиковать, но входить в подробности во избежание спойлеров не буду.