Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 июня 2025 г.
  4. № 23 (6987) (11.06.2025)
Культура

Всё, что смогли, – сыграли

В Брянске прошли «Славянские театральные встречи»

12 июня 2025
Спектакль «Вий» в постановке Кирилла Солёнова – лучший спектакль фестиваля

Виктория Пешкова

В Брянске завершился ХХVI Международный фестиваль «Славянские театральные встречи». Выставки, концерты, творческие встречи, мастер-классы – все одиннадцать дней были заполнены событиями до предела. Но главные разворачивались на сцене Брянского театра драмы им. А.К. Толстого, где шла конкурсная программа.

Идея фестиваля буквально витала в воздухе. Драматические театры Брянска, Гомеля и Чернигова дружили с советских времён. В гастрольную страду старенькие грузовички курсировали между ними по кругу. Декорации брянского спектакля привозили в Чернигов, и та же машина отправлялась уже с черниговским грузом в Гомель, а оттуда возвращалась в Брянск со всем необходимым для гомельской постановки. Неудивительно, что труппы чувствовали себя одной семьёй. А какая семья без общих праздников? В 1989 году директор Брянской драмы Владимир Андреевич Макаров, директор Гомельского драмтеатра Валентина Георгиевна Роговская и его худрук Владимир Александрович Короткевич и директор Черниговского украинского музыкально-драматического театра Елена Павловна Латыш и придумали «Славянские театральные встречи».

Шаг рискованный, поскольку на финансовую поддержку властей на первых порах рассчитывать не приходилось. Справлялись своими силами, ежегодно передавая друг другу эстафету. За три с половиной десятилетия фестиваль пережил многое. Выстоял, не утратив веры в волшебную силу искусства. Брянск стал единственной фестивальной столицей. В минувшем году «Встречи» провели впервые после пятилетнего перерыва. В нынешнем они собрали друзей в двадцать шестой раз.

Фестивальная жизнь закипела в Брянске в середине мая. Праздник книги «Красная площадь – Брянск». Разножанровые выставки, среди которых хочется выделить проекты «Театральные призы, изготовленные на Дятьковском хрустальном заводе» и «Брянск: сценография вне сцены». Специальные программы, посвящённые музыкальному искусству и народному творчеству, любительским и народным театрам. Творческие встречи с народным артистом России Михаилом Кабановым, мастер-классы известного специалиста по театральной педагогике Валерия Кукушкина.

Театры юного зрителя и театры кукол были выделены в отдельную программу с собственным экспертным советом. В него вошли режиссёр и продюсер, президент международного фестиваля-биеннале «КукАрт» Давид Бурман, редактор журнала «Страстной бульвар, 10» Елена Глебова и главный редактор «Брянской учительской газеты» Ирина Марченкова. Тульский театр кукол показал замечательный спектакль «Ястребок», поставленный Вадимом Смирновым по пьесе Ирины и Яна Златопольских. Луганский академический театр кукол привёз трогательные «Сказки старинного города», придуманные питерским театроведом Анной Константиновой (под псевдонимом Софья Ракитская) и воплощённые Валерием Середой. Могилёвский областной театр кукол рассказал маленьким зрителям о жизни и деяниях Петра I, какими их увидел режиссёр Дмитрий Ерохин и его соавторы Алёна Захарчук и Светлана Трофимова-Ерохина. Брянские кукольники представили спектакль Андрея Абрамова «Кто не спрятался, я не виноват» по пьесе, специально написанной по заказу театра к 80-летию освобождения края от немецко-фашистских захватчиков, а театр юного зрителя – гоголевские «Мёртвые души» в прочтении режиссёра Михаила Скандарова.

Но главным событием, безусловно, стала конкурсная программа драматического театра. Судьбу спектаклей по традиции решает не жюри, а экспертный совет. Разница в подходе. Как известно, «строгий суд жюри» давно стал идиомой. Но каково артистам, только что вложившим частичку себя в происходившее на сцене, после благодарных аплодисментов и цветов оказаться перед лицом этого самого «строгого суда», разбирающего постановку? Если она и в глазах театроведов удачна – прекрасно. А если нет, что тогда?

Тогда обсуждение превращается в игру в одни ворота. Исполнители за режиссёра не отвечают. Главная ответственность за спектакль на нём: он выбрал произведение, определил трактовку и задачи артистам, постановочной команде, цехам. Значит, и все вопросы – к нему. Однако постановщик, если только он не худрук или главреж, на фестивали, как правило, не ездит, поскольку уже над новым замыслом где-то корпит. И даже если он присутствует на обсуждении, разбирать его работу в присутствии актёров, которым дальше с ним работать и играть этот, возможно, и в самом деле не самый удачный спектакль, просто-напросто некорректно.

«Вий» – вовсе не про чертовщину

В Брянске эту этическую проблему решили, пожалуй, оптимальным способом, приглашая в качестве экспертов конкурсной программы драматического театра актёров, режиссёров, продюсеров – словом, профессионалов, которым интересно обменяться с коллегами впечатлениями и опытом, а не вынести постановке некий «вердикт». В этом году экспертами выступили заслуженный артист России, солист Московского театра оперетты Пётр Борисенко, актриса, режиссёр, художественный руководитель театра «Большая Медведица» Валерия Приходченко, актёр театра и кино, режиссёр и креативный продюсер Никита Белых. Критик затесался всего один, чтобы всем остальным служба мёдом не казалась, и автор этих строк искренне признателен оргкомитету за оказанное доверие.

Несомненное достоинство «Славянских театральных встреч» – отсутствие стремления во что бы то ни стало раздать всем сестрам по серьгам. Фестиваль и для участников, и для хозяев не только праздник, но и опыт, иногда весьма непростой. Спектакль Калужского областного драматического театра «Любовь без предрассудков» по малоизвестной пьесе Валентина Катаева «Дорога цветов» остался без наград – слишком поверхностным оказался подход к вечной теме. «Собачье сердце» в прочтении воронежского ТЮЗа тоже не оправдало ожиданий – большинство подтекстов, заложенных Булгаковым в повесть, к сожалению, осталось «за кулисами» спектакля.

Постановка Могилёвского областного театра драмы и комедии им. В.И. Дунина-Марцинкевича «В списках не значился» по повести Бориса Васильева была удостоена специального приза «За бережное отношение к памяти героев Отечества». Остроумный, изящный в своей классичности спектакль «Волки и овцы» Белгородского драматического театра им. М.С. Щепкина отмечен сразу двумя спецпризами – «За высокий профессионализм и верность традициям русского театра» и «За костюмы к спектаклю «Волки и овцы», обладателем которого стал Михаил Воробейчик. Похоже, в следующем году оргкомитету стоит подумать о полноценной номинации для театральных кутюрье.

Яркая и озорная «Барышня-крестьянка» принесла владимирскому драмтеатру две награды – за актёрский ансамбль и за лучшую женскую роль второго плана, полученную Анной Кукушкиной, сыгравшей бойкую Настю, наперсницу главной героини. У «Варшавской мелодии» Волгоградского «Нового экспериментального театра» их тоже две: лучшей женской ролью стала Геля в исполнении Анастасии Фроловой, а брянская публика присудила спектаклю Приз зрительских симпатий. И это говорит о многом. Реалий, в которых живут герои знаменитой пьесы Леонида Зорина, давно уже не существует, но проблема, затронутая в ней, – о силе и глубине подлинных чувств – волнует нас не меньше, чем наших предшественников шестьдесят лет назад.

Приза за лучшую мужскую роль удостоен Юрий Борисов, покоривший и экспертов, и зрителей своим Абрамом Шварцем в «Матросской тишине» Рязанского областного театра драмы. И это тоже подтверждение вневременности лучших произведений советской драматургии. Пьеса Александра Галича, которой мог бы открыться юный «Современник», разменяла восьмой десяток, но кто возьмётся утверждать, что за это время взаимопонимания между отцами и сыновьями стало больше?

Спектакль Романа Габриа «Нос майора Ковалёва», поставленный известным режиссёром в Гомельском областном драматическом театре, стал одним из самых ярких событий фестиваля. Редко можно наблюдать такое единомыслие постановщика и актёров, перед которыми поставлены архисложные профессиональные задачи, в том числе и чисто технического плана. Хрестоматийная история маленького человека в неласковом мире получила совершенно неожиданное звучание. Буквально. Виртуозные рассказчики Вера Грицкевич и Сергей Юревич признаны лучшим актёрским дуэтом, а создатель спектакля удостоен награды за лучшую режиссуру.

Лёгкая рука Николая нашего Васильевича принесла заслуженные лавры и хозяевам фестиваля – «Вий» главного режиссёра Брянской драмы Кирилла Солёнова стал не только лучшим спектаклем фестиваля, но и принёс награды художнику Андрею Жигуру за лучшую сценографию и артисту Алексею Дегтярёву за Сотника, лучшую мужскую роль второго плана. Спектакль не про чертовщину, но про тьму, гнездящуюся в душе каждого. Если поддаться ей, она поглотит тебя целиком. Там, где нет любви, прорастают страх и ненависть.

Награды розданы, гости разъехались, но брянская публика уже живёт ожиданием следующего фестиваля, предвкушая что-то совершенно грандиозное по случаю столетия родного театра.

Тэги: Фестиваль
Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Балет рифмуется с «Наследием»

    16.05.2025
  • Ярославль.Башмет.Фестиваль.

    26.04.2025
  • «Детский КиноМай» в апреле

    16.04.2025
  • В гармонии созвучий

    09.04.2025
  • «Вспомним всех поимённо»

    28.03.2025
  • Гудвин летней столицы

    1016 голосов
  • Сочи плюс...

    116 голосов
  • «Русские классики. Фестиваль одного дня»

    105 голосов
  • От Ёжика до катарсиса

    101 голосов
  • Она умерла от любви...

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS