Кирилл Привалов. Яды. Полная история: от мышьяка до «Новичка». – М.: АСТ, 2021. – 432 с. – 3000 экз.
«Всё есть лекарство, и всё есть яд – всё дело в дозе». Эти слова великого медика Гиппократа можно было бы сделать девизом вышедшей в издательстве «АСТ» новой книги Кирилла Привалова, журналиста-международника и писателя, много лет проработавшего собкором «ЛГ» в странах Западной Европы. Она называется «Яды. Полная история» и представляет собой не исторический трактат и не научное исследование, а захватывающий сборник очерков, которые объединены... болью за человечество! Да-да, причастностью автора не просто к теме, порой способной показаться претенциозной или увлекательной – это уж как хотите, по настроению, – а к огромному пространству, герои которого – злодеи-отравители и их жертвы.
Надо отметить, что в замысле автора и в его интонации нет ничего от возможной спекуляции на жареной теме. Сам Привалов оговаривает это уже в предисловии: «Яды – слишком сложная материя, чтобы о них говорить примитивно, не вникая в суть проблемы, как – увы! – нередко делают сегодня некоторые мои коллеги. На протяжении веков люди окружали себя множеством вещей, даже не задумываясь о смертельной опасности, которая в них таится. Эти предметы, вещества и растения вошли в наш быт и стали нам привычными, ничуть не потеряв при этом своей убойной силы. Порой ад располагается совсем неподалёку от наших родных пенатов». Не зря утверждал ещё в эпоху Ренессанса Никколо Макиавелли: «Неразумие людей таково, что они часто не замечают яда внутри того, что хорошо с виду». Ну и пусть! Господь не выдаст, свинья не съест. И мы продолжаем отправляться на тихую охоту за грибами и ягодами в лес, пить непонятно какого цвета и происхождения напитки и приобретать на обочине шоссе подозрительные закатки у тёток с задатками ведьм. Элементарно говоря, так нам жить проще.
Другое дело – История с большой буквы. Именно она – главная суть книги. Ведь её персонажами стали Митридат и Родриго Борджиа, Пётр Великий и Берия, Калигула и Эмиль Золя, Наполеон и Максим Горький. Главы размещены абсолютно свободно, даже без намёка на хронологию. Их разбивают так называемые «Заметки на полях», занимательные факты и объяснения специфики ядов на разных континентах. Получается совершенно огромный список героев. Написал это слово и поймал себя на том, что, оказывается, и оно причастно к миру ядов, который франкофон Привалов называет Пуазонлендом. Дело в том, что с древних пор зачастую и казнили, и приносили жертвы богам с помощью ядов. Куда проще, чем расчленить жертву или сбрасывать её со скалы, уколоть несчастного отравленным копьём или ядовитым дротиком. И тело тогда цело, и лицо, а это весьма важно, если происходит ритуальное действо. Ведь жертва богам должна быть торжественной, а значит – красивой. И древние греки приносили в дар богине-матери Гере своих самых видных сыновей. Их так и называли её именем – герои. Спросите, как этих юношей убивали? Кололи героев. в пятку! Как тут не вспомнить непобедимого Ахилла, у которого уязвимой была только пятка?.. И таких нетрафаретных историй в книге – тьма.
Впрочем, вовсе не стоит заблуждаться во мнении о том, что приваловские «Яды» – краткий курс истории отравлений. Ничуть нет! Это просто занимательный рассказ о патологической повседневности, давным-давно ставшей модус вивенди человечества. Ни в чём человечество столь не изощрялось, как в средствах насильственного умерщвления. Изобретательство у гомо сапиенс всегда было связано прежде всего с созданием различных способов убийства себе подобных. Почему это происходило, автор и пытается понять. Яды в борьбе за власть. Яды в разборках за наследство. Яды как средство супружеской мести. Яды как инструмент разрешения конфликтов. Да мало ли что ещё! Вслед за танками и ракетами отношения между странами и целыми континентами стали диктовать. яды! Отравляющие вещества – от хрестоматийного иприта до наисовременнейших нейротоксических соединений – из дополнения к национальным ядерным арсеналам и потенциального оружия террористов всех мастей превратились в глобальный межгосударственный политический инструмент. Никогда ещё цивилизованное общество так громко и так много не говорило о ядах, определяющих политический курс государств, как сегодня. Как морской прибой, волны американских и европейских санкций против России, вызванных так называемым «делом Скрипалей», и по сей день бьются о кремлёвские бастионы, не нанося им, нельзя не признать, существенного урона.
Так что с ядами мы испокон веков сожительствуем, идём вместе с ними по жизни, такой хрупкой и непредсказуемой. Шагаем по тому самому бытию, где столь хрупок рубеж между живым и неживым, химией и медициной, историей и политикой. Между моралью и грехом, наконец. Наверное, именно из-за зыбкости этой границы яды вызывали и продолжают вызывать у самой широкой публики такой интерес во все времена. Если учесть, что в мире существует только химических веществ около восьми миллионов и более ста тысяч из них пригодны для отравления, нам не приходится сегодня удивляться, что яды не перестают быть дежурным явлением на пространстве по имени Земля.
Леонид Колпаков