Максимизирующий выгоду индивид, рынок, свобода торговли – так определяют важнейшие идеи Адама Смита сторонники либерализма. Труд как главный источник богатства, примат производства над торговлей и денежными операциями, приоритет нравственности – в этом видят главное в его наследии марксисты.
Так что же оставил людям родившийся ровно 300 лет назад шотландец? Получив отличное университетское образование, встречаясь с крупнейшими мыслителями (Юм, Вольтер, Кенэ…), написав книги по этике, Смит известен как выдающийся представитель классической политической экономии. А далее – прямо противоположные выводы из его разработок. На идеях Смита выросли Давид Рикардо и Карл Маркс, но к его же выводам обращаются сторонники свободного рынка и безграничного накопления капитала. Почему?
Ответ прост, но противоречив. Смит один из тех, кто на заре восхождения капитализма точно охарактеризовал его природу, показал, почему рынок и капитал победили монархии, крепостничество и клерикализм, как они содействуют прогрессу технологий и т.п. На его работах основываются все основные постулаты адептов рынка: частный человек, из эгоизма стремящийся к росту богатства (товары, деньги, капитал), будет стремиться производить то, что покупают, и тем самым удовлетворять общественные интересы. Не мешайте, и он начнёт выпускать всё больше вещей, содействовать прогрессу общественного разделения труда и росту производительности.
Но это не вся правда о рынке и достижениях великого шотландца. Смит, написавший выдающиеся труды не только по экономике, но и по этике, показал, что принципы рынка жестоки и циничны. Человек рынка, действующий как рациональный эгоист, ориентирован лишь на частный интерес. Окружающие – лишь конкуренты, их можно и должно топить (бизнес, ничего личного), а главное богатство – это вещи и деньги, а не человек, культура, альтруизм.
Один из самых известных теоретиков классической политической экономии, Маркс, существенно развил и во многом критически пересмотрел теорию Смита (и его последователя Рикардо), показав, что рынок и капитализм – это социальное неравенство, эксплуатация, кризисы перепроизводства, милитаризм, колониальное рабство и т.п.
Чему в XXI веке можно учиться у Смита? Вопрос открытый. Да, он был теоретиком фритредерства. Для Англии XVIII и ещё двух веков, для США (и не только) XX и XXI веков этот теоретический посыл выгоден. Но для стран, избавляющихся от колониальной зависимости, для обществ, ищущих пути не эксплуатации соседей, а совместного развития, нужны альтернативные теории и практики.
Для циничного предпринимателя и для обывателя (чья хата всегда с краю) идея Смита о рациональном экономическом индивиде – теоретическое оправдание собственной аморальности. Человеку, который привержен социальной справедливости, гуманизму, его идеи тоже служат, но для теоретической и практической квалификации рынка и капитализма как когда-то бывшей прогрессивной, но ныне находящейся в системном кризисе, жёсткой и антигуманной системы, на смену которой должна прийти другая, та, о которой писал Карл Маркс, вдумчиво использовавший достижения Смита.
Конечно, рынок, капитал, нравственность во многом изменились со времён Смита. Но фундаментальные дилеммы, вытекающие из его сочинений, не ушли в прошлое. Нам и сегодня приходится спорить, о том, что идёт от Адама…