Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 30 января 2025 г.
  4. № 4 (6968) (29.01.2025)
Культура

Второе пришествие «Чудного сна»

И Евгения Онегина в армию призывали

30 января 2025
Сцена из спектакля. Семь женщин и Константин Сакович / Александр Иванишин / САЙТ ТЕАТРА

Покинуть сцену на полтора года и благополучно вернуться к публике не всякому спектаклю дано! Но с обязанностью исполнять воинский долг не поспоришь. Исполнителю ключевой роли в спектакле столичного театра «Школа драматического искусства» «Чудный сон Татьяны» Константину Саковичу вскоре после премьеры довелось сменить на год сценический фрак на армейский мундир. А спектакль, созданный Олегом Малаховым, так сказать, отправился на полку.

Привычная для всех без исключения театров практика вводов, когда выбывших по разным причинам актёров или актрис спешно замещает кто-то из собратьев (сестёр) по лицедейству, режиссёра не устроила, и потянулись месяцы ожидания, прервавшиеся в начале декабря.

...Первый показ нового сценического воплощения «Евгения Онегина» собрал бурный урожай аплодисментов весной прошлого года. Не замеченная календарями дата между тем имеет все основания запомниться любителям русской словесности. Благодарная реакция зрителей прошумела незадолго до двухсотлетия эпохального для российской словесности дня, когда Александр Сергеевич Пушкин, затосковав в Кишинёве от окончательно проявившейся невозможности в обозримом будущем окунуться в световорот Москвы и Санкт-Петербурга, вывел гусиным пером на бумаге первые строки романа, известного ныне всем, кто читает по-русски.

Поэту, ещё не признанному официально великим, тогда не было и 24 лет. Воспитанникам и воспитанницам мастерской Олега Малахова в Институте культуры и искусства Московского городского педагогического университета, которым режиссёр доверил воплотить на сцене свои замыслы, в день прошлогодней премьеры было не больше, чем самому Пушкину в пору появления строк «Мой дядя самых честных правил...».

Вполне понятные усталость и даже смирение, зачастую связанные с актёрской стезёй, ещё впереди. Поэтому «младые грации Москвы» отыграли и отыгрывают свои задачи (даже в трагических эпизодах) искренно и радостно.

Дамы, которым выпала честь сыграть более возрастных персонажей, ничуть не уступают игривости заведомо юных. Чего стоит блистательно и наперекор всем традиционным канонам представленный на грани дурачества эпизод встречи Лариной-старшей с её московской родственницей княжной Алиной. Другое дело, что у Пушкина они весьма почтенные по тем временам представительницы бомонда (судя по тексту великого романа, матери Татьяны около сорока), а на сцене поклонницы Ричардсона – ещё не угомонившиеся особы, вполне падкие на «шипенье пенистых бокалов».

А почему бы и нет?! В ларинском захолустье шампанское недоступно или трудно доставаемо, дворня следит за каждым шагом, да и за ней потребен глаз да глаз! Так что, в кои-то веки выбравшись в Москву, как не разгуляться с нечуждой, родственной во всех смыслах кузиной.

...Кроме очаровательных мелочей, пушкинские вариации Малахова затрагивают пласты поглубинней. В этом смысле традиционную лодку повествования доверено раскачать Андрею Лушникову, который по воле режиссёра взял на себя миссию представить мрачного вершителя судеб, ввергающего героев в бездну безысходных страстей.

В «Евгении Онегине» этого героя-персонажа нет. «Чёрный человек» появится в «Маленьких трагедиях». Ещё через столетие этот образ-призрак побудит на одноимённую предсмертную поэму Есенина и фактически загонит рязанского гения в петлю.

В постановке Малахова это образ-демиург, олицетворяющий фатум и ещё бог весть что. Он направляет пистолет Онегина на Ленского. И он приводит пушкинского героя к самоубийству, которого нет в романе, но которое вполне подразумевается и становится реальным на сцене. Сыграть такое не каждому дано.

...Тот же совет-приказ Онегину прибегнуть к самострелу, чтобы избавиться от страданий-переживаний, предложил ещё в девятнадцатом веке… казахский классик Абай Кунанбаев, который, работая над переводом романа на родной язык, создал даже предсмертное письмо пушкинского героя. Уж не знаю, знаком ли автор спектакля с творчеством Абая, но сближение взглядов (пусть даже заочное) налицо. Мостик над эпохами и между народами очевиден!


Тэги: Театральная площадь
Обсудить в группе Telegram

Олег Дзюба

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Очень громко, но нежно

    21.05.2025
  • Царство детского творчества

    25.04.2025
  • Из «Папиных дочек» к Джульетте

    24.04.2025
  • Чайкой в небе тоска

    17.04.2025
  • Несчастливые дни

    02.04.2025
  • Дыхание как искусство жизни

    1121 голосов
  • Творцы судеб

    547 голосов
  • Живая классика

    159 голосов
  • Марк Варшавер с расширенными полномочиями

    104 голосов
  • Любовь вне хронотопа

    100 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS