Выставка акварелей Андрея Есионова «Моя Москва» в арт-пространстве Victory Park Residences исследует городских жителей в их естественной среде обитания. Главные герои произведений – обычные прохожие: улыбающиеся и грустные, с интересом смотрящие по сторонам или погружённые в свои мысли или в экран телефона.
Наш современник художник Андрей Есионов работает в уникальной авторской технике, основанной на знании классической традиции, в том числе английской акварели, существующей с XVIII века. Метод работы с акварелью Есионова предполагает объединение самых сложных и поэтому наиболее выразительных приёмов. Работая в такой технике, мастер просчитывает ряд ключевых моментов, а именно степень увлажнённости бумаги, количество пигмента, взятого на кисть. Виртуозно, без использования белил, пятном и пропусками красочного слоя художник формирует объём, тонкие тоновые моделировки лиц и фигур персонажей.
Андрей Есионов создаёт свои акварельные работы в студии, обращаясь к натурным карандашным зарисовкам. Жанровые ситуации, подмеченные художником и запечатлённые на бумаге, обретают вневременной характер, получают смысловую наполненность и метафоричность. Особое значение имеют авторские названия, сообщающие новые смыслы уличной сценке или образам прохожих. Иносказательность заключена практически в каждом из представленных на выставке произведений. Оригинальными названиями работ художник словно вовлекает зрителя в интеллектуальную игру по разгадыванию ребусов. Например, образ женщины в ярко-жёлтом шарфе, идущей по улице, но смотрящей не по сторонам, а в экран своего телефона. На заднем плане композиция работы дополнена изображением фигуры, ступающей по верёвке, протянутой над бездной. Авторское название данного произведения – «Эмфатическая слепота». Прилагательное «эмфатический» происходит от греческого emphatikos – выразительность, подчёркнутость. Буквально эта «выразительная слепота» является одной из характеристик современного общества, подчас предпочитающего реальной жизни виртуальную. Слепота к явлениям, которые происходят здесь и сейчас, возникающая по причине чрезмерной зависимости от гаджетов и социальных сетей, – это путь в никуда, балансирование над бездной. За внешней красотой и эффектностью может скрываться тревожная неопределённость, иносказательно представленная в данном случае в образе фигуры, начинающей свой путь над пропастью. Искусствовед Александр Боровский отмечает глубокое философское содержание произведений Александра Есионова: «Мне вообще кажется – Есионов не повествователь, не рассказчик, не жанрист. Он высматриватель – по всему миру – ситуаций, которые чреваты продолжением, развитием, взрывом. Охотник за такими продолжениями. <…> Кстати, часто Есионов и не нуждается в визуальном продолжении, «дорассказывании» ситуации. В ней уже и так заключён саспенс».
Драматические подтексты свойственны лишь отдельным жанровым зарисовкам Андрея Есионова. Художник наблюдает за городскими жителями в их привычной среде – на улицах мировых столиц: Лондона, Рима, Вены. Москва также стала таким пространством для изучения горожан, их типажей, настроений и характеров. Влюблённые на первом свидании и семейные пары за шопингом, беспечные фланёры и владельцы собак, счастливо исполняющие ежедневные прогулки в период локдауна. Обычная жизнь и персонажи, которых можно случайно встретить на улице или в кафе, служат источником вдохновения для Андрея Есионова. В своих произведениях он сохраняет то самое мимолётное, выхваченное из жизни мгновение.
Анастасия Винокурова
Выставка работает до 26 августа