Тяга к фильмам о покорении космоса (не абстрактное влечение к звёздной фантастике как жанру, а именно любовь к кино о полётах в звёздно-аппаратных интерьерах с научно-исследовательским прицелом) оформилась у меня ещё в школьную пору, да так с возрастом и не утихла. Проросла от «Москвы–Кассиопеи» и «Отроков во Вселенной» к «Салюту-7» и «Времени первых». Надо ли говорить, с каким нетерпением ожидался «Вызов» с широко разрекламированной операторской работой?
После просмотра зал я покидал с недоумением и откровенной растерянностью. Ибо действительно потрясающе показанный старт корабля «Союз» к МКС, замечательный космический гамак, в котором отдыхает хирург Женя, и завлекающее поведение её любимого зелёного платья в условиях невесомости – вряд ли такие находки стоили отправки к звёздам двух кинодеятелей. Чтобы похвалить потом их в своем сообществе за трудности технического процесса при отсутствии гравитации? Да, мы теперь знаем наверняка, почему МКС за глаза называют Международным космическим складом. Но всех остальных эффектов режиссёр Клим Шипенко благополучно добивался и раньше, снимая в абсолютно земных условиях «Салют-7». Как, собственно, и Дмитрий Кисилёв и Евгений Миронов в фильме «Время первых». Эти две работы хочешь не хочешь, но стали лакмусовой бумажкой для «Вызова».
И на фоне предшественников новый фильм убедил мало. Предсказуемость сюжетной линии и его героев, абсолютная стандартность даже их диалогов оказалась такой, что впору руками развести. Не в том дело, что мы изначально понимаем (спасибо назойливым рекламным трейлерам) – в космос полетит именно героиня Юлии Пересильд, чья физическая подготовка ограничилась лишь тестом на центрифуге (который она, к слову, не прошла). Предсказуемо решение руководителя полётов с твёрдостью во взоре взвалить на себя персональную ответственность, отправляя делать невозможную в реальных условиях операцию «крепкую девчонку», вообще-то «зашивающуюся» по жизни, но способную найти правильный выход в экстренной ситуации. Едва её коллега в исполнении Милоша Биковича «залип» в телефон, гуляя с собакой, стало ясно, что именно он дистанционно подскажет судьбоносную идею для благополучного завершения операции, которая не получалась у Жени Беляевой. То, что могущественная космическая корпорация успешно и стремительно «порешает» вопрос героини с каким-то там районным прокурором, дабы обеспечить ей психологическое спокойствие, читается по умолчанию и с оттенком лёгкой иронии.
А потом к предсказуемости стремительным домкратом стала добавляться малоправдоподобность. Начиная с того факта, что современный скафандр просто не позволил бы Олегу Новицкому получить травму такой тяжести. Что не смог бы космонавт с дренажем в открытой грудной полости столько времени ждать прилёта хирурга. И наконец, чайной ложкой через эндоскопические разрезы расправлять лёгкое, возвращая его к жизни, – это… ну, пусть будет художественный вымысел.
Или представьте, как хирург, делающий вашему родному человеку сложную операцию, вдруг начинает спокойно разговаривать по телефону с мамой, чтобы та не беспокоилась. Вроде бы безобидная ирония, но…
Если Юлия Пересильд любыми своими ракурсами и в любой одежде оказалась обречена на успех, то великолепному Машкову создать образ Королёва XXI века, на мой взгляд, не удалось. Очень уж простой и неглубокий характер написали сценаристы для чиновника Роскосмоса. А вот Бикович, как ни странно, понравился. Хотя его герой – персонаж странный. Коллегу Женю любит, но как бы с оттенком профессиональной зависти. Без зазрения совести уступает любимой женщине опасную возможность полететь на МКС и делать операцию. А сам? Испугался, что не справится? Или предвидел, что Женя оставит в космосе свои серёжки, которые словно не давали ей после смерти мужа ринуться в омут новых отношений?..
Не буду упоминать о житейском, «земном» векторе сюжета – в отличие от космического он как раз вполне удался, а вот о звуковом ряде скажу. Саундтреки могли до конца добить мои впечатления о «Вызове», особенно когда зазвучал «Дельтаплан» Валерия Леонтьева. Но… «Покроется небо пылинками звёзд… Мы долгое эхо друг друга!..» Анне Герман и этой мелодии можно простить все!
«Вызов» не выведет, как вроде бы ожидалось, отечественные фильмы о полётах к звёздам на новый уровень. Но техническим прорывом стал – впервые в космосе поработали профессиональные киношники.