Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 января 2017 г.
  4. № 3 (6583) (25.01.2017)
Дискуссия Образование

Я бы в токари пошёл

Выпуск 5 (24)

25 января 2017

Кто меня научит?


Причину плачевного состояния системы образования в России большинство видит в головотяпстве и недомыслии «реформаторов». Но беды ведь начались не сегодня. И даже не вчера.

Все нынешние проблемы школьного (а как следствие и вузовского) образования, весь его «негатив» (за исключением разве что ЕГЭ) уходят корнями в советское прошлое, а конкретнее – в середину 1960-х годов, когда было введено обязательное среднее образование. Как заявил тогда один из ведущих советских журналистов, специализировавшийся на педагогической тематике, С. Соловейчик, учитель должен теперь учить не только тех, кто хочет учиться, но и тех, кто учиться не хочет.

В школах был категорически запрещён любой «отсев» – ни за систематическую неуспеваемость, ни за срыв уроков вызывающе хамским поведением. Виновным за двойки и всякого рода «эксцессы» заранее объявлялся учитель. Затем пришла и «процентомания» – оценка работы педагогов и школ по чисто формальным показателям: «высокой» или «низкой» успеваемости учащихся.

Конечно, встречались «педагоги от Бога», способные подобрать ключик к душе каждого ученика, «не поступавшиеся принципами» и ставившие только заслуженные оценки, стоически перенося давление непосредственного начальства и вызовы на ковёр в РОНО. Но таковых были единицы. Большинство же вынуждено было подчиниться требованиям вышестоящих инстанций, заявлявших, что, поставив ученику двойку, учитель «расписывается в собственной беспомощности». Вскоре в школе вполне заслуженные единицы и двойки стали ожидаемо трансформироваться в незаслуженные тройки и далее – по нарастающей…

Надо ли удивляться снижению качества обучения и в вузах, вынужденных, чтобы не остаться без студентов, снижать требования к абитуриентам? А оборотной стороной этой «медали» стала ещё одна, по сей день являющаяся острой и нерешённой проблема. По давней традиции у нас почти все окончившие среднюю школу шли дальше в вузы, ибо считалось (и вполне обоснованно), что стать «простым рабочим» – токарем, слесарем, ткачихой и т.д. – можно и при «незаконченном среднем», поступив в ремесленное или фабрично-заводское училище. Многие из таких «недоучек», осознав в дальнейшем недостаточность своего образования, продолжали учёбу в вечерних школах (где тогда тоже учили «без дураков») и затем даже поступали в вузы.

Однако с середины 60-х годов эта по-своему отлаженная система пополнения «трудовых ресурсов» стала давать сбои. Создаваемые в спешном порядке взамен ремесленных и фабрично-заводских училищ профессионально-технические (ПТУ) проблему в полной мере не решали, поскольку популярностью, мягко говоря, не пользовались. Тем не менее эту систему продолжали навязывать, начав в 1980-х годах оценивать работу школ не только «по успеваемости», но и по числу выпускников, поступивших в… ПТУ. Закончилась вся эта затея, как мы знаем, плачевно: в девяностые годы почти все ПТУ прекратили существование, а РУ и ФЗУ не возродились.

Закон об образовании давно пора откорректировать и трактовать следующим образом: каждый гражданин РФ обязательно должен иметь возможность для получения полного среднего (как, впрочем, и высшего) образования. А вот захочет ли он воспользоваться своим правом – его личное дело. Может, его вполне устраивает место дворника или подсобного рабочего на стройке. Тоже ведь очень нужные и востребованные профессии.

Помнится, на рубеже 80-х и 90-х годов в нашей стране происходили забастовки школьных учителей, требовавших повышения (а то и просто выплаты) жалованья. А в одной из знакомых мне подмосковных школ наряду с этими требованиями было выдвинуто ещё одно, весьма красноречивое: «разрешить не учить тех, кто не хочет учиться».

Я вырос в учительской среде. Школьными учителями были и мои родители, и большинство их друзей, и некоторые родственники. Я помню, как они обсуждали в своей компании нововведения середины 1960-х годов. И общий итог этих обсуждений (произносимый вполголоса) был один: это вредительство. Я, конечно, относился к таким высказываниям иронично: «Везде вам, сталинистам, вредители да враги народа мерещатся!» Но вот теперь, по прошествии пятидесяти лет, я всё чаще задумываюсь: а так ли уж мои родители были не правы?

Николай Никитин, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН

Тэги: Профессия
Обсудить в группе Telegram

Николай Никитин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Профессия, без которой не обойтись

    23.11.2023
  • «Талант – это чувствительность»

    19.05.2023
  • Филипп Шветский: «Мне кажется, девушки сильнее мужчин»

    24.02.2021
  • Кто такие писатели?

    12.02.2021
  • Живи всегда в своих учениках

    04.10.2017
  • Живи всегда в своих учениках

    32 голосов
  • Филипп Шветский: «Мне кажется, девушки сильнее мужчин»

    27 голосов
  • К вопросу о „вредительстве“

    21 голосов
  • Кто такие писатели?

    7 голосов
  • «Талант – это чувствительность»

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS