В преддверии юбилея наш внештатный корреспондент, член Союза писателей России, публицист Виктор Сошин побеседовал с другом Вячеслава Богданова, выдающимся русским поэтом, лауреатом Государственной премии России Валентином Сорокиным.
– Валентин Васильевич, в прошлом году мы широко отметили ваш юбилей – 85 лет со дня рождения. В этом году исполнилось бы 85 вашему другу Вячеславу Богданову. К сожалению, он трагически рано ушёл из жизни. Я знаю, что вы тяжело перенесли его смерть…
– Да, для меня уход Вячеслава был неожиданным и тяжёлым. Мы вместе с ним прошагали по жизни более двадцати лет, начиная с 16-летнего возраста. Работали на Челябинском металлургическом заводе, вместе посещали литературное объединение «Металлург», радовались новым стихам и книгам. Это была нормальная творческая и человеческая дружба. Для меня уход Вячеслава – большая потеря. Я об этом написал стихи.
Утрата
Памяти Вячеслава Богданова
Лунная седеющая прядь
В небесах колышется упруго.
До чего же тягостно терять
Первого товарища и друга.
Будто нашу юность пополам
Чёрною рукою раскололи.
И уносит ветер по волнам
Горький жар сметения и боли.
Вот какая страшная напасть,
Чудится – опять из круговерти
Высунулась проклятая пасть
Нагло ухмыляющейся смерти.
Потому я на юру стою,
Не сгибаясь от невзгод железных,
Что друзей без боя не сдаю,
Ну а здесь – сражаться бесполезно.
Плачется ромашке луговой.
Жизнь всегда полна непостоянства.
…Над его горячей головой
Разомкнулось вечное пространство.
И едва затихли поезда,
Колгота дневная размутилась,
Сам я видел – новая звезда
На ладонь судьбы моей скатилась.
И по склонам грозовой ночи,
Синевея отблесками стали,
Ломкие и резкие лучи
Долго, долго в травах трепетали.
– Вашему поколению предвоенных лет много трудностей досталось, нелёгкая была пора для детства, юности. Как же формировались и развивались поэтические задатки в таких условиях?
– В трагически-переломное время мы, поэты, от рождения острее чувствовали ситуацию, глубже воспринимали окружающий мир.
Биография, талант, судьба и ощущение жизни, самого себя, родины – все эти чувства у Вячеслава Богданова были как у национального русского поэта. Его биография – это биография многих писателей России, рождённых перед началом Великой Отечественной войны: фабрично-заводское училище в городе Челябинске, завод, коксохим, вечерняя школа рабочей молодёжи, занятия в литобъединении «Металлург» и учёба на ВЛК Литературного института имени А.М. Горького. Такая непростая биография научила его не забывать свой край, своё детство, своё родство.
Мне б труднее и жилось,
И пелось,
Если я
Не смог бы до сих пор
Породнить
Полей тамбовских зрелость
И глубины
Самоцветных гор.
Хоть живу я
Под уральским небом,
У огня
Людей мастеровых,
Но когда я прикасаюсь к хлебу,
Вспоминаю земляков своих.
Я вдали от Отчизны,
Но всё же
С ней крепка связующая нить!
Ну скажите, люди,
Разве можно
Надвое
Россию поделить?!
(«Родство»)
Его юношеские стихи посвящены жизни родного края – Тамбовщине. Затем, по мере взросления, он взрослел и как поэт. Он внимательно следил за тем, какая тема главная у народа. Слышал её и чувствовал, изучая судьбы великих поэтов России: Николая Некрасова, Фёдора Тютчева, Алексея Кольцова, Ивана Никитина и Сергея Есенина.
– Вначале в творчестве Богданова чувствовалось влияние Сергея Есенина, и об этом некоторые критики говорили. Как вы оцениваете это мнение?
– Вячеслав Богданов связал своё творчество и свою жизнь с Сергеем Есениным, который смог так пронзительно изобразить судьбу своего края и России, что, кроме него, не удавалось никому.
Сергей Есенин был самым народным поэтом. Богданов не просто любил его творчество: многие его стихи и поэмы знал наизусть. Вячеслав уверенно шёл к вершинам своего пути.
Всё равно при утреннем тумане
Забунтует озеро насквозь.
Пусть оно не выйдет к океану,
Но зато к великому рвалось.
(«Озеро»)
У Славы чувствуется мелодия стиха ,созвучная творчеству Владимира Луговского, которое он любил.
Для него дорог и Некрасов, без боли которого нельзя стать настоящим русским поэтом.
– Каково восприятие Вячеславом Богдановым трагических дней войны, а также Великой Победы?
– Многое пережила и выстрадала Россия и её народ. Вячеслав Богданов к защитникам России, от солдата до маршала, относился со священным трепетом. На войне погиб его отец. Победу в Великой Отечественной он воспринимал как подарок, как национальную сказку мужества, верности своего народа.
Была ты верой всенародной
От первой
Огненной
Черты.
Чем дальше ты уходишь в годы,
Тем всё ясней твои черты.
(«Победа». 1975)
– Как бы вы оценили этапы развития и становления поэта Вячеслава Богданова?
– Вячеслав Богданов прошёл три этапа становления в качестве национального поэта.
Первый этап – юношество. Он познал окружающий его мир, природу, сельский образ жизни. Испытал все тягости и нищету деревенской жизни.
Распрощался я с детством своим.
И теперь часто в сердце стучится
Память с болью тех прожитых дней…
Никогда не должно повториться
Это детство у наших детей.
(Поэма «Тропою детства». 1962)
В семье их было трое: он, брат, сестра. Жили без отца, все заботы ложились на мать. А она и во время войны, и после была колхозным бригадиром. Вячеслав сказал:
Где никогда не видела замены,
Везде сама:
И в поле,
И в дому,
Всё это знают каменные стены,
Да только не расскажут никому.
(«Дом»)
Вячеслав сочинял частушки, посылал стихи в «Пионерскую правду». Как сына погибшего фронтовика его направили на учёбу в ФЗО в Челябинск.
И началась его самостоятельная жизнь. Становление как рабочего человека и поэта. Вячеслав Богданов; посещает занятия литературного объединения «Металлург», у него появляются прекрасные стихи о деревне, о природе. В 1964 году выходит первая книга стихов, «Звон колосьев». Его признают знаменитые уральские поэты: Борис Ручьёв, Людмила Татьяничева, Яков Вохменцев, Михаил Львов. Он пишет поэму «Звено», где вглядывается в сельского труженика и в рабочего человека…
В те же годы Богданов участвовал в Кемеровском совещании молодых поэтов и был хорошо принят Василием Дмитриевичем Фёдоровым, который затем рекомендовал его к вступлению в члены Союза писателей СССР и на учёбу на ВЛК.
Третья ступень восхождения Вячеслава Богданова неразрывно связана с понятием «родина»!
Родная Русь!
Костёр мой голубой!
Веди меня дорогою
Столетий!
Какой,
Скажи,
Таинственной звездой
Ты зажжена
Для нас на этом свете!
(«Голубой костёр»)
Изменилось его самоощущение, он по-другому стал смотреть на предназначение поэта, на его обязанности. Стихи Богданова стали весомее, серьёзнее. Они появились в центральных газетах и журналах. В издательствах «Молодая гвардия», «Советский писатель», «Современник» вышли его книги. Как поэт он встал в полный рост.
Вячеслав Богданов чувствовал и осознавал свои возможности, готовился к большому, главному произведению в своём творчестве.
– Каким был Вячеслав Богданов в жизни и дружбе?
– Верным, добрым, отзывчивым, национально непоколебимым и искренним человеком. Это у него дар от рождения, дар – разговаривать с миром.
Человек на земле не обкраден,
Если к цели идёт до конца!
Никакие морщинные пряди
Зачеркнуть не сумеют лица!
Человек!
Ты, как космос, не познан…
И тебя
Через тысячи лет
Обнимают далёкие звёзды
Золотыми руками комет.
(«Открытые лица»)
Безмерно его уважение к Сергею Есенину, Павлу Васильеву, Борису Корнилову и другим поэтам, погибшим от пуль, бездушия и жестокости.
Вячеслав Богданов нёс это в своей душе и в своём творчестве.
Стихотворение «Памяти поэта», посвящённое Сергею Есенину, он завершает словами:
Рухнул месяц с голубых высот.
И берёзы
В дымной круговерти,
Словно петлю,
Рвали горизонт
И стонали голосом бессмертья.
А в стихотворении «Памяти Бориса Ручьёва», которого он очень уважал и дружбой с которым дорожил, сказал:
…Как смог пронести через муки
Ты свой голубеющий взгляд?
<...>
Я знаю, мы все не из стали
И всех поджидает черёд…
Но слышу – твоими устами,
Магнитка, Россия поёт!
Борис Ручьёв в двадцать четыре года был оклеветан и сослан на Колыму на десять лет!.. Это же ужас.
Вячеслав Богданов – для меня Слава, Славка. Он ушёл из жизни рано, в 37 лет. Это большая утрата для Урала, Тамбовщины и России.
Он готовился, стремился написать поэму о России, используя своё сюжетное мастерство и ритмический дар. В национальном плане он глубоко русский человек. А тот, кто любит свой народ, всегда будет уважать и понимать другие народы. Он был человеком русским и масштабным.
Я родился в России,
Россиянин я сам:
По бунтующей силе,
По озёрным глазам.
Русобровый, лобастый,
Самых русских кровей.
Никогда я не хвастал
Родословной своей.
(«Моя родословная»)
Он не нарушал честной дружбы. Мои мама и папа разговаривали с ним как с сыном. Да и лежат они с ним рядом на Успенском кладбище в Челябинске.
– Чувство Родины в творчестве поэта занимает достойное место?
– Вячеслав Богданов, созрев как поэт, крепко встал на ноги, когда пришла к нему всесоюзная известность, не стеснялся, не боялся высказать своё непредательское отношение к Отечеству. Он не только возмущался в своих суждениях изменниками Родины, но и иронизировал над ними. Была тогда мода – сбежать, оклеветать Россию. Такие были, не буду называть их имена, – некоторые «герои» забыты и у нас, и за рубежом.
Вячеслав Богданов понимал, что без чувства Родины он не станет настоящим поэтом, он пронёс все обязанности человека и поэта по честной дороге своей судьбы.
– Какие были отношения у Вячеслава Богданова со старшими товарищами-поэтами и его сверстниками?
– Он уважительно относился к Людмиле Татьяничевой, Василию Фёдорову, Борису Ручьёву, Александру Твардовскому, Ярославу Смелякову. Из своих ровесников у него были хорошие отношения с Николаем Рубцовым, Владиленом Машковцевым, Борисом Примеровым, Николаем Благовым, Александром Бобровым. Были дружеские встречи в период его учёбы на ВЛК Литературного института имени А.М. Горького, в период работы пленумов, съездов Союза писателей России и СССР.
Почему поэты сошлись и дружили на равных? Потому, что у них всех – та же дорога и та же судьба.
Вячеслав Богданов свой путь как поэт начал с занятий в известном литобъединении «Металлург», которое многие годы возглавлял я, а затем, после моего отъезда в Москву, до конца своей жизни им руководил Богданов. Из литобъединения на всесоюзный уровень вышли такие писатели, как Александр Куницын, Геннадий Суздалев, Атилла Садыков, Зоя Прокофьева, Рустам Валеев, Сергей Семянников... Сюда приходили люди не только даровитые, но и одарённые особой судьбой. Не занимались баловством, не пытались «смухлевать» в своём отношении к природе, полю, черёмуховому кусту, кипящему котлу стали.
Людмила Константиновна Татьяничева не только уделяла нам внимание, но и оказывала помощь в нашем становлении.
Вот как она отозвалась о нашем литобъединении в очерке, напечатанном в журнале «Огонёк» в мае 1975 года: «Но, как говорится, не хлебом единым жив человек. Между металлом и песней существует связь, пожалуй, ничуть не меньшая, чем между металлом и хлебом. Литературное объединение Челябинского металлургического завода так же, как и литературная организация Магнитки, возникло почти одновременно с заводом. Оно одно из самых перспективных и творчески зрелых на Урале. Многие годы литобъединением руководил ныне известный поэт Валентин Сорокин, работавший в ту пору машинистом крана в сталеплавильном цехе. Сейчас «Горячий цех» возглавляет Вячеслав Богданов, также бывший рабочий завода, член Союза писателей, автор интересных поэтических книг».
– Через несколько дней после трагического ухода из жизни Богданова большая подборка его стихов вышла в журнале «Огонёк», тираж которого доходил до трёх миллионов экземпляров. Можно считать, всесоюзная известность, признание…
– Если бы Слава прожил ещё лет десять – пятнадцать, то он бы смог покорить новые поэтические вершины. Он был мудрее своих лет, обладал эпической энергией.
Наша многолетняя дружба обогащала обоих. Не было ни одного стихотворения, которое бы мы не читали друг другу. Высказывались без хитрости, была «сердечная редакция». Поэтому и нет холуйских, холопских и глупых стихов ни у меня, ни у него.
У талантливых поэтов зависти не бывает, у них общая боль за Родину, боль за близких. Талантливый поэт относится к своему стихотворению как пахарь к полю.
– Как будет отмечаться 85-летие со дня рождения Вячеслава Богданова?
– Мы, прозаики и поэты, обратились к губернаторам Тамбовской и Челябинской областей с просьбой оказать содействие в проведении юбилейного праздника Вячеслава Богданова, в дальнейшем утверждении его имени и творческого наследия.
Большую работу по увековечиванию памяти поэта проводит журналист и писатель, главный редактор патриотической челябинской газеты «Танкоград» Сергей Вениаминович Алабжин. При его активном участии на центральной улице челябинских металлургов – улице Богдана Хмельницкого – была установлена мемориальная доска на доме, где многие годы жил Вячеслав Богданов. Своим патриотическим чувством и действиями Сергей Алабжин вносит большой вклад в сохранение и развитие русской литературы и истории.
Не так давно вышла книга «Медоносная судьба. О жизни и творчестве поэта Вячеслава Богданова» (составитель, редактор и издатель В. Сошин. – Ред.) В этой книге – весь Вячеслав Богданов и всё сказанное о нём. Это памятник-книга не только о Вячеславе Богданове, но и о всех его друзьях-поэтах. В ней и уральские, и тамбовские, и липецкие, и воронежские, и рязанские, и московские поэты, критики, литературоведы. Здесь – прекрасные статьи о поэте Светланы Замлеловой, Ольги Иженяковой, Любови Рыжковой-Гришиной, Валентины Дорожкиной и Ларисы Поляковой, Николая Кузина и Виктора Чалмаева, Петра Проскурина, Станислава Куняева, Ивана Евсеенко и многих других.
И, завершая слово о моём талантливом друге, ещё раз вспомню его стихи:
Я в своих убеждениях прям,
Нет кривого пути у поэта.
Пусть враги по стихам
И делам
Целят в сердце от злости за это.
Только смерть остановит
В дороге,
А пока я живу
И дышу…
Пусть отрубят мне руки
И ноги –
Я
Зубами стихи напишу!!!
(«Верность». 1967)
В этих словах настоящий и большой русский поэт, мой друг – Вячеслав Богданов.
Беседу вёл
Виктор Сошин
Факт
Вячеслав Богданов – один из ярких, талантливых русских поэтов, который родился на Тамбовщине и трагически погиб в Москве на взлёте своего творческого пути в возрасте 37 лет.
Раздолье полей, запах трав, переливы птичьих песен, дыхание природы, светлый образ сельского и заводского труженика, преданность и любовь к Родине – всё это отражено в стихах и поэмах Вячеслава Богданова. Всего издано двадцать книг его стихов и поэм, из них восемь – при жизни.
На родине поэта, на Тамбовщине, его именем названы Центральная районная библиотека, улица, более двадцати лет действует Литературный музей, установлен памятник-бюст работы народного художника России Николая Селиванова; ежегодно присуждается литературная премия его имени «Светунец» и проводятся Богдановские чтения – в этом году двадцать шестые.
На второй малой родине поэта, в г. Челябинске, действует областной поэтический клуб имени Вячеслава Богданова «Светунец», проводятся поэтические фестивали, чтения, посвящённые поэту.
Имя поэта вошло в энциклопедии Тамбовской, Липецкой и Челябинской областей, в антологию «Писатели, поэты и драматурги ХХ века».