Видит Бог, «я сам обманываться рад», готов поверить во что угодно, простить какие угодно ляпы, если в кинокартине есть жизнь, смысл и свет. Сериал «Атом» сняли как «наш ответ «Оппенгеймеру» – своими глазами читал это в одном из рекламных текстов.
Напомню, в замечательном американском фильме, посвящённом созданию атомной бомбы, Роберт Оппенгеймер мучается оттого, что его открытие может попасть в руки мерзавцев, и тогда стоило ли ему вовлекать множество людей в проект по созданию оружия невиданной разрушительной силы? А вокруг этой главной коллизии – всё остальное: и муки творчества, и любовь, и сомнения, и прозрения, и героизм учёных – и триумф, и трагедия. И всё это действительно было, и все главные действующие лица в американском фильме реальные... А что же в нашем «Атоме»?
Реальны только Курчатов и представители спецслужб Берия, Фитин и Мешик, последний занят почему-то не организацией производств, необходимых для создания бомбы, как было в жизни, а мелочной слежкой за учёными и вербовкой среди них стукачей. В реальности органы внутренних дел создавали все условия, чтобы учёные могли плодотворно работать (многих вытащили из лагерей), в лабораториях и на семинарах царил вольный дух, без которого не могло быть творческих прорывов, а в сериале органы только мешают. Резолюцию, которую по легенде Сталин поставил на расстрельных списках Хрущёва: «Уймись, дурак!», слегка перефразировав, почему-то отнесли к Мешику. Почему такое внимание уделено в сериале спецслужбам? Не они делали бомбу. Все остальные персонажи, то есть ученики и сподвижники Курчатова, – выдуманные. Да, есть у некоторых героев прототипы: у Фролова – Флёров, у Замятина – Завенягин, но им придуманы фантастические любовные истории.
Возлюбленную Фролова (Илья Малаков), красавицу Катю (Анна Чиповская), после рождения ребёнка, которого она родила втайне от Фролова (почему?), вдруг посылают в Англию агентом нашей разведки... Жена Замятина (Екатерина Климова), прошедшая с ним тяжёлые испытания в Норильске, вдруг оказывается крайне легкомысленной дамой. В военное время кокетка выговаривает мужу-генералу, что он ей мало уделяет внимания, из-за чего генерал уходит к другой (непонятно, почему не ушёл раньше и вообще женился на ней). Все придуманные для рейтинга страсти-мордасти, да ещё в убогих декорациях, крайне далеки от достоверности. Нет доверия и к действию.

У нас совсем недавно был неплохой сериал про создание ядерного щита – «Бомба» (с Евгением Ткачуком в главной роли), зачем на ту же тему выпускать ещё что-то, но хуже? Ну как можно поверить, что Юрий Чурсин – академик Курчатов? А Гурам Баблишвили – маршал Берия? И неужели на рассказ про грандиозный подвиг учёных, сотен тысяч работяг и зэков (на бомбу работала практически вся страна!) нельзя было найти достаточно средств, чтобы не было обидно за бедность сценария и декораций... нет, артисты хорошие, но какие обстоятельства они вынуждены оправдывать? Возлюбленная Фролова, Катя, расстреливает предателя в Америке, но погибает от пуль сама. Ничего подобного с нашей агентурой, никаких провалов с перестрелкой и гибелью агентов тогда не было! Но фантазию сценаристов не остановить: в СССР у Кати остался ребёнок от Фролова, о рождении которого учёный – я так и не понял почему – не знал! И следует мелодраматическая линия с его усыновлением...
На самом деле главная роль в сериале у Алексея Гуськова, его Замятин (почему он самая важная фигура в атомном проекте?) за сериал проходит путь от придирчивого надсмотрщика, не дающего спуска научным работникам и работницам, до возлюбленного одной из них и горячего защитника остальных. Гуськов очень хороший актёр, но он ещё и генеральный продюсер сериала и, наверное, понимает, как далёк сценарий и, следственно, фильм не только от американского «Оппенгеймера», но и от нашей «Бомбы»? Очень важная тема теперь на многие годы закрыта.