Итоги визита лидера КНР Си Цзиньпина, как и содержание 14 подписанных в Москве документов, остаются центральной темой мировых СМИ. Москва и Пекин подтвердили общее видение миропорядка, неприятие гегемонии Запада, согласовали вопросы всестороннего взаимодействия, в том числе и в сфере обеспечения безопасности. Что нового привнесла в геополитику встреча двух лидеров? Каких ответных шагов ждать от Запада? Эти и другие вопросы, в том числе об украинском кризисе, – тема беседы с израильским экспертом и общественным деятелем Яковом Кедми.
– Яков Иосифович, что бы вы назвали главным результатом московской встречи лидеров России и КНР?
– И сама встреча, и принятые решения кардинально влияют на общемировую ситуацию, и, как отметил китайский лидер, это поменяет геополитическую обстановку на обозримое будущее. Две мировые ядерные державы заявили, что их взаимодействие по всем направлениям намного глубже и всеобъемлюще, чем простой союз, оно безгранично и по формам, и по географии. Китай выходит на мировую арену вместе с Россией, они будут влиять на происходящее в любой части мира, хотя до этого Китай сосредотачивался только на внутренних или региональных проблемах. Незадолго до встречи в Москве такая политика дала первый результат: при посредничестве КНР и огромных усилиях России Саудовская Аравия и Иран заключили в Пекине соглашение о восстановлении дипломатических отношений и сотрудничестве в сфере обороны. Это позволило снизить накал противостояния между основными направлениями ислама – шиизма и суннизма, привести их к соглашению о прекращении вражды, что положило конец древнему конфликту, способному перерасти в военные действия между персидской цивилизацией и арабским миром. Этот первый конструктивный и успешный шаг Москвы и Пекина, немедленно поменявший обстановку в мире и на Ближнем Востоке и начисто обрушивший ближневосточную политику США, – уже предвестник нового мира.
– Наверное, это стало примером совместной деятельности России и Китая во всех сферах?
– Россия и Китай декларировали намерение стать мировыми лидерами по развитию науки и передовых технологий. Они считают, что сотрудничество поможет развить эти сферы до высшего мирового уровня. И это тоже противоречит политике США по «затормаживанию» развития КНР и «выпиливанию» России. Результатом московской встречи стало и неожиданное для многих совместное заявление о признании правомочности требований Северной Кореи по обеспечению безопасности этой страны. Такого не было никогда, и это – уже проявление совместной политики. Эта политика отразилась и в «12 китайских пунктах» по прекращению украинского конфликта, предусматривающих удовлетворение требований России по обеспечению её безопасности. Пекин признаёт право каждой страны на обеспечение безопасности и считает неприемлемым, когда США в своих интересах угрожают безопасности других государств. Совместный подход Москвы и Пекина становится основополагающим в мировой политике, а достигнутые соглашения знаменуют конец однополярного мира, где всё подчинялось политике и интересам США. Больше такого не будет, этого не допустят совместными усилиями Россия и Китай.
– Наверное, не меньшее значение имеет и большой блок экономических соглашений?
– Напомню, что предусмотрены огромные инвестиции Китая в развитие российской автомобильной и железнодорожной инфраструктуры. Это естественное продолжение политики Пекина «Один пояс – один путь», против которой активно выступали США. Китаю это нужно для развития его глобальной политики, а Москва заинтересована в том, чтобы стать основной частью этого проекта, заодно развивая свою транспортную инфраструктуру, имеющую критическое значение для России. Разумеется, важно сотрудничество и в сфере электроники, и в сфере судостроения – последнее особенно необходимо и России, и Китаю для развития Северного морского пути.
– В США и Европе восприняли визит лидера КНР в Москву как угрозу безопасности западного мира…
– Это угроза однополярному миру с гегемонией США. На Западе объясняют всё неуклюжей политикой Вашингтона, переборщившего с угрозами Китаю и толкнувшего Москву и Пекин в объятия друг друга. Это в корне неверный подход. Сближение России и КНР прежде всего необходимо для развития этих стран, защиты их интересов. Да, сыграли роль угрозы и попытки Запада остановить развитие России и Китая, но они стали лишь дополнительным фактором, сблизившим Москву и Пекин.
– Чем могут ответить США, недовольные идеей многополярного мира?
– А ничем они не смогут ответить. Американцы так и не поняли, что происходит, отсюда их истерика и отсутствие внятной стратегии. Это результат начавшейся ещё в ХХ веке деградации американских и европейских элит, результат безграмотности и ужасного образования, неспособности объективно оценивать ситуацию и конструктивно мыслить. С другой стороны, мировую структуру меняет развитие бывших колоний или полуколоний, когда меняется порядок, установленный в 1945 году по результатам Второй мировой войны. Уже невозможно абсолютное преимущество, позволявшее США и Европе 70 лет диктовать свои правила игры. Западу не удаётся подчинить своим интересам ни Индию, ни Китай, ни многие страны третьего мира, добивающиеся реального суверенитета.
– Многие ожидали, что в Москве будет оформлен военный союз России и КНР.
– Заключение союзов – не в политической культуре Китая, да и Москва больше не заключает военные союзы, действуя по интересам. Но китайский лидер не случайно заявил, что «наше сотрудничество больше, чем любой союз». А это означает, что элементы, которые могут быть в военном союзе, давно превзойдены и углублены в российско-китайском сотрудничестве. Военные же союзы Запада – это примитивная форма, когда одно государство берёт на себя обязанность защищать интересы другого государства независимо от своих интересов. В эту лужу уже вляпалась НАТО, когда даже в США начали спрашивать, почему американцы обязаны воевать за реализацию фантазий каких-то польских отморозков. Китай и Россия поняли неприемлемость военных союзов западного образца и обратились к системе соглашений, учитывающих интересы всех сторон.
– А Израиль не обеспокоила активность Китая на Ближнем Востоке? Ведь Иран считается одним из главных врагов вашего государства?
– Для Ирана основная угроза не Израиль, а США. Да, в Израиле господствует проамериканская ориентация, но многие уже поняли, что с ослаблением США слабеет их влияние, в том числе и на Ближнем Востоке, а с усилением Ирана усиливается и его способность проводить независимую политику. Наконец, в Израиле всё больше понимают, что уже наивно ориентироваться на вражду между Ираном и Ираком для укрепления отношений с арабским миром. А значит, придётся выстраивать отношения с арабским миром, не отталкиваясь от мнимой иранской угрозы, а укрепляя отношения с Китаем и Россией, имеющими огромное влияние на Иран. Их влияние обеспечит безопасность лучше, чем гарантии США, на которые уже нельзя полагаться.
– Украинской темы не избежать. Спрошу вас как военного человека: есть у ВСУ реальные возможности для широко разрекламированного наступления?
– Для успешного наступления у ВСУ нет ни количественного, ни качественного перевеса в живой силе и вооружениях. Тут есть разные варианты. Скажем, Украина под давлением Запада начинает наступление, обречённое на провал, после чего станет понятна безнадёжность положения ВСУ и опасность продолжения военных действий, – и Запад может заставить Киев пойти на переговоры с Россией. После поражения ВСУ может случиться и российское контрнаступление с разгромом украинской армии, контролем России над новыми территориями и, опять же, горячим желанием западных хозяев Киева заключить мир с Москвой. Отсечение Украины от моря и выход к границам Приднестровья – вполне реальный вариант. Армия может занять всю левобережную Украину, может взять Киев и выйти на границу с ПМР на юге. Но военные действия всегда подчиняются политическим целям, и войны порой развиваются не по первоначальному сценарию, а по развитию событий, когда армии доходят до точек, которые не планировалось брать. События могут обернуться и так, что Российская армия дойдёт до Чопа. Поживём – увидим.