Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 июля 2025 г.
  4. № 26 (6990) (02.07.2025)
Литература

За дымом прячется Человек

02 июля 2025

Александр Демченко

Платон Беседин. Как исчезает дым. – М.: Зебра Е, КТК «Галактика», 2024. – 302 с. – 1000 экз.

Недавно «ЛГ» вручила премию имени Антона Дельвига «За Верность Слову и Отечеству». В номинации «Художественное слово» вполне заслуженно победил сборник прозы «Как исчезает дым» Платона Беседина. Также книга – в лонг-листе премии «Гипертекст».

В сборнике три повести. Их объединяет тема конфликта в Донбассе. Тексты написаны очень выразительно, бескомпромиссно, смело, местами чрезмерно натуралистично. При этом, что отличает прозу Беседина от другой схожей по «донбасскому тексту», – отсутствие открытых пропагандистских заигрываний с читателем, минимум военщины, желание показать подвиг обычного человека не на поле боя, а в буднях, борьбе с самим собой. То есть то, что мы называем «остаться человеком». А будешь им – сможешь спастись, а там, может, и других вытянешь (ну, или хотя бы не будешь мешать им жить).

Флагманская повесть сборника – «Человек, у которого было всё». В первой редакции – «Донбасский проект». Беседин убедительно рисует закулисье производства медийного контента о войне в Донбассе. Причём показывает тёмную сторону: мягко говоря – мир лживых уродов, которые, прикрываясь патриотизмом и Русским миром, без стыда дербанят бюджеты. Заправляет всем на первый взгляд очень циничный чиновник-пропагандист – в прошлом продюсер федерального ТВ. Получив власть, он возомнил себя божком. Чиновник якобы и разжигатель конфликта, и усмиритель, и просто охотник до чужих трагедий. Вполне себе повзрослевший на шальной крови, ставший ещё более опасным минаевский герой из «Media Sapiens...». При этом в персонаже ещё живёт что-то человеческое. Нередко его рассуждения о прошлом, настоящем и будущем чисты и не вяжутся с образом типичного чиновника. Беседин умеет показать противоречивого, сжигаемого внутренними страстями и совестью человека, через рефлексию подводит к его адекватным поступкам, даёт надежду на исправление. Впрочем, лихо закручивая психологическую воронку и в меру ударяясь в достоевщину, автор без объяснений наделяет героя... садистскими наклонностями. Вплывает то и дело нечто похожее на «Американского психопата» Брета Истона Эллиса. И здесь Беседин то ли недоработал, то ли оставил для читателей загадку. Ну просто не вяжется болезненное желание персонажа расчленить проститутку с тем, что ранее он пережил: рос в порядочной семье, читал хорошие книги, его окружали адекватные люди, было получено неплохое образование, имелась денежная работа. Откуда мысли резать на куски жриц любви – непонятно. Но уж точно не из-за наркотиков, которыми «глушится» чиновник: они не причина, это о другом. Наркотики – последствия всего того, что с ним происходит на работе. Сама же работа – и кара, и радость, но она не могла за такой короткий срок «сформировать» маньяка. Всё это жило раньше в герое. Есть лишь одно очень туманное объяснение садистским мыслям: юношеская, не совсем взаимная любовь. Вот там герой, возможно, «сломался».

Вторая повесть – «Шелестом берёзовых листьев», с более простым сюжетом, менее выразительна по языку, со стилизацией под подростковую речь (главный герой – школьник). Текст от первого лица близок к прозе писателей-деревенщиков. «Шелестом…» можно назвать историей взросления: юноша, который покинул зону боевых действий, должен взять на себя роль мужчины, позаботиться о матери. Перерождение происходит не сразу, а через страх и своеобразное наставничество от бабушки героя. Беседин обыгрывает конфликт в Донбассе и Великую Отечественную войну, находит общее, однако делает это тонко, через искренний монолог пострадавшей от немецкой оккупации бабушки.

Завершает книгу «Предчувствие февраля». Автор поднимает планку по языку и психологизму, чем и компенсирует слабый сюжет. Череда событий здесь почти не играет роли, уступая внутреннему миру героя. Грубо, но текст можно отнести к «литературе травмы». Впрочем, не к «классической», где лишь завывания и поглаживание своей боли. Герой, болезненно переживающий развод с женой и отлучение от дочек, не ноет, а сдержанно исповедуется то самому себе, то другу, но главное – ищет ответ на вопрос «Как дальше жить?». Прежнего, возможно, не будет, а что впереди – зависит только от тебя. Развод же с супругой – это лишь начало сложного пути…

Как мне видится, в «Как исчезает дым» автор показал механизм человеческого прозрения. Вопросы были затронуты и личные, и общественные. «Дым», через который персонажи пытались рассмотреть и себя, и мир, всё-таки рассеялся, обнажив страшную, не всегда приятную для героев правду. Да, болезненный опыт, но зачастую именно такое невкусное «лекарство» помогает излечить душу, не повторять ошибок, вновь ощутить себя Человеком.

Поздравляем Платона Беседина с днём рождения! Крепкого здоровья и новых книг!

Тэги: Книги Поздравление
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Сорок лет спустя

    01.07.2025
  • Саша Кругосветов: «Петербург в те годы пробудился от спячки»

    01.07.2025
  • Поезда памяти

    30.06.2025
  • Дружба не обходится без песен

    29.06.2025
  • В правильном направлении

    27.06.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS