Станислав Минаков. Русский Киев. (Битва за Новороссию). – М.: Вече, 2024. – 400 с.
Писатель Станислав Минаков продолжает настаивать на исторической правде и правоте и вести свою битву за Новороссию и весь юго-запад Руси. Своей задачей автор как просветитель и трибун видит воссоздание общерусского ментального кода.
Не успели читатели «очнуться» от февральско-весеннего всплеска его книги «Русский Харьков», как последовал июльский выход «Русского Киева».
Во вступительной статье «Где каштаны по-русски лопочут…» (строка стихотворения нью-йоркского харьковчанина Юрия Милославского) автор книги «Русский Киев» рассказывает о полуторатысячелетнем русском городе, который является «неотъемлемой частью Русской ойкумены», одной из изначальных её частей.
В книге собраны статьи автора, посвящённые святыням, подвижникам, выдающимся творческим и общественным деятелям, а также событиям древней, имперской и советской истории города Киева. Автор также уделил внимание актуальным проблемам общественной жизни, новой и новейшей истории Киева, свидетелем и непосредственным участником событий которой он был, проживая до 2014 г. в Харькове.
Книга построена по тому же принципу, что «РХ» – развитие повествований в ней идет хронологически, от древности до наших дней, так же проиллюстрирована авторскими и дореволюционными снимками. Оформление издания сильно аукается с «РХ», таким образом, заинтересованный читатель получает красивый двухтомник.
Обозначенные автором темы явствуют и в названиях главок – «Наш апостол, Андрей Первозванный…»; «Илья Муромец сын Иванович»; «Про игумена Печерского Никона и его Тмутаракань»; «Нестор», «Великих князей русских деяния и преподобных отец Печерских жития и чудеса написавый…»; «Оторванная десница святителя Димитрия Ростовского»…
Рассказано в книге и о княгине Ольге («Духовная матерь всея Руси, предтеча Русского Крещения»); о Соборе Киево-Печерских святых («И чернецы стоят, что ополченцы…»); о связи Сергия Радонежского и Киева, о Феофане Прокоповиче, об удивительном роде Гошкевичей.
Раздел книги отведён рассказам о древних православных строениях города – Софии Киевской, Спасе на Берестове («У могилы Юрия Долгорукого»), о Зверинце, самом древнем пещерном монастыре Руси, о расписанной Врубелем древней Кирилловской церкви, а также о памятнике Богдану Хмельницкому работы Михаила Микешина.
Не оставил автор без внимания и истории про киевский Китай и тайну старца Досифея, про то, кто взорвал знаменитый Успенский собор лавры, про то, как Владимирский собор строила к 900-летию Крещения Руси вся Российская империя, расписывали Васнецов, Нестеров, Врубель со товарищи, а в наши дни захватили раскольники-самосвяты, о которых ещё в середине ХХ в. прорицал благодатный старец преп. Лаврентий Черниговский, про проявившуюся на стекле киота чудотворную Богородичную икону «Призри на души моей смирение…», про крестный ход через «всю страну Русскую», когда отмечалось 1025-летие Крещения Руси. К слову, батюшка Лаврентий говорил просто и понятно: «Как нельзя разделить Пресвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святого Духа, это Един Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе Святая Русь. Знайте, помните и не забывайте».
На страницах книги «Русский Киев» оживают великий кругосветный мореплаватель, молодой капитан Лисянский; офицер, паломник, писатель Андрей Муравьёв; философ Бердяев; убитый в Киеве и похороненный в лавре премьер-министр Российской империи Столыпин; поэт Волошин; «рыцарь монархии» Шульгин; богослов Афанасий Булгаков и его знаменитый сын Михаил, писатель; учёный Вернадский; автор «мёртвой петли» лётчик Нестеров; советский авиаконструктор Антонов.
Скорее всего, неожиданными для читателя окажутся главы об отце и сыне Сикорских.
Вначале мы узнаём про всероссийски деятельного монархиста Ивана Ивановича Сикорского, отца знаменитого авиаконструктора, автора концептуального тезиса «Мы – русские, и Киев – наш». А затем в главе «Неожиданный Сикорский. Великий авиаконструктор как русский богослов» читаем о сыне, Игоре Ивановиче, который успевал всё – даже продолжить идейное дело отца, уже на всемирном уровне.
Героями книги стали также актёры Вацлав Дворжецкий, прошедший путь от лагерного землекопа до народного артиста; человек с красивым волевым лицом Николай Олялин, ставший символом советского фронтового офицера (его даже в Кремль пускали без пропуска); поразительная Майя Булгакова, сыгравшая восемь десятков киноролей и лишь однажды главную, поэты Семён Гудзенко и «всегда юная Юнна Мориц».
Вместе с автором книги читатель пройдёт по страницам киевских тетрадей Василия Гроссмана, прозы К. Паустовского («Даже внешне киевляне стали похожи на морфинистов»), М. Булгакова («Видал я страшные вещи, которых вы, москвичи, не видали...»).
Автор, терзаемый вопросом, почему, как и когда Киев перестал быть русским, завершает том актуальными материалами – «Русский оранжизм. Киевский феномен», «Иудин синдром», «Падение Киева в цивилизационную бездну», «Свобода слова по-киевски. Необандеровский режим преследует инакомыслящих», «С изменённым сознанием», «Над прахом генерала Ватутина», «Что защищает Родина-мать, стоящая над Днепром»…
Есть в новой книге и интервью «Российской газете» 19 февраля 2014 г., данное автором ещё накануне госпереворота, – «Раскол Украины на три части вполне реален. Взгляд из Харькова на киевские погромы». За такого рода публикации и устойчивую русскость С. Минаков был исключён из Национального союза писателей Украины, куда был принят двадцатью годами ранее по рекомендации поэтов Б. Чичибабина и И. Евсы.
Как вернуть в русское русло древний русский город? И кто помнит о том, что малороссы XVII века называли Киев русским Иерусалимом?
Александр Пожарский