Как сообщил генеральный прокурор Юрий Чайка, в России 1,7 миллиона детей в очереди в детские сады.
Взятка за место в детском саду в обход очереди, по разным данным, колеблется от 25 до 100 тысяч рублей. И откуда же у родителей такие деньги! Да и с чего бы вдруг взятка? Ведь ещё весьма недавно детских садов у нас было предостаточно. Странно, не правда ли?
Разгром дошкольного образования связан с переменами начала 90-х годов. В пылу преобразований в обществе утвердилось задорное мнение, что мать, дескать, воспитает ребёнка гораздо лучше, чем детский сад, не так, мол, он и нужен. Вот и раздали большую часть помещений детских садов всевозможным госучреждениям и распродали всяческим коммерческим структурам. Число детей, принятых в детские сады, сократилось примерно вдвое.
Но даже если опустевший детский сад на 200 человек посещали всего 50 детей, то всё равно его надо было содержать полностью, финансовые его обязанности и потребности не уменьшались. Местным бюджетам это было не по карману, и в результате было потеряно около 15 тысяч детских садов.
В нынешнем тысячелетии у нас закономерно увеличилась рождаемость, поскольку в детородный возраст вступило многочисленное поколение. В некоторых регионах даже наблюдался беби-бум. В результате чего, как я вам уже сообщил, очередь в детские сады нынче 1 миллион 700 тысяч.
Не стану отрицать: совершаются вроде бы прогрессивные и даже глубоко научные деяния. Например, в столице с 1 октября в помощь детям и их родителям внедрена автоматизированная информационная система «Электронное комплектование дошкольных образовательных учреждений». Название, конечно, длинноватое и сложноватое для детей и их родителей, но зато полезное и удобное для детей и их родителей начинание. В детсад теперь можно без излишних волнений записаться прямо на сайте, даже не выходя из дома, можно зайти под своим паролем на сайт и проконтролировать: а как движется очередь ребёночка в детский сад. Согласитесь, необычайно удобно.
Позвольте привести вам письмо. Пишет мать-одиночка. «Стоим на очереди в детский сад уже 4,5 года. Я одинокая мать, работаю на предприятии инженером. При переводе очереди в электронный формат оказалось, что у нас первая очередь в садик № 772, но заведующая сказала, что мест нет и до сентября следующего года не предвидится».
Вот видите, как удобно стало при «электронном формате». Тут ведь какой ещё, понимаете ли, нюанс: этому малышу к сентябрю стукнет уже 5,5 года, парню пора будет в школу собираться. То есть всю свою «дошкольную молодость» он провёл в очереди в детский садик. Зато под наблюдением системы с длинным научным названием.
Вообще-то согласно статье 43-й Конституции дошкольное образование у нас общедоступно. Но сами видите, что происходит в сегодняшней ситуации, какая уж там общедоступность. Хотя, надо признать, Госдума приняла некоторые законы, которые должны были помочь решению проблемы. Появилась, например, компенсация родительской платы за пребывание ребёнка в детском саду. Это очень помогало родителям.
Но нынче действие 43-й статьи Конституции приостановлено, а в Госдуме появился законопроект, который перекладывает ответственность с федерального уровня на регионы. Если этот проект будет принят, то каждому субъекту в регионах придётся самому решать, помогать ли родителям содержать ребёнка в детском саду. А откуда у родителей средства?
Впрочем, у регионов средств тоже нет. Например, в Тольятти в ведение муниципалитета передали 40 детских садов. И что дальше? Если сады будут финансироваться по городским возможностям, то придётся закрыть в детских садах бассейны, спорткомплексы, от многого отказаться, то есть сильно урезать обеспеченность детских садов.
И если очередь в детские сады уже сейчас тормозит рождаемость в стране, то новый закон в случае его принятия затормозит её ещё больше. Многие молодые задумываются: могут ли они себе позволить хоть одного ребёнка, ведь для этого нужны деньги, условия.
Очень меня умилила свежая новация: за третьего ребёнка уделять семье земельный участок. И что будут делать родители с тремя детьми и привычной зарплатой на этом участке? Строить воздушный замок? Больше ни на что средств у них не найдётся, не предвидится.
Надо сказать, в решении этой проблемы есть «резерв», о котором я вам уже докладывал. У нас очень много детских садов, которые заняты отнюдь не детьми. За прошедшие 20 лет, например, только Москва потеряла более тысячи детских садов – в них расположились всевозможные учреждения.
Почему-то особенно на эти помещения позарились суды, прокуратуры, налоговые структуры, наркополиция. Скажем, в Красноярске в детском садике «Колокольчик» разместилась ФСБ, в Челябинске помещения детских садов заняли управление судебных приставов, таможня, налоговая инспекция. В Курске и вовсе – погранотряд. Больно уж приглянулось уютное помещение детского садика погранотряду.
Вы понимаете, если у взрослых судебных приставов отнять обратно детский садик и вернуть его детям, как это будет хорошо и правильно. А пока как быть? Начать оперативно строить? Напоминаю: один типовой проект садика на 150–200 мест стоит 150–200 миллионов рублей, потребуется 238 миллиардов рублей, чтобы сделать детские сады общедоступными. Но депутаты Госдумы догадливо нашли выход из положения: решили дать возможность бизнесу строить детские сады. Конечно, «дать возможность» можно, а как же тогда олигархам быть, например, с первенством мира по футболу? Потянут ли они сразу две такие «инвестиции»? Как хорошо, что я не олигарх.