Перейти к содержанию
  Среда 27 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    09 июня 2023 г.
Спецпроекты ЛГ Станционный смотритель

Замки Пиотровского и Данини

Как железнодорожный вокзал стал символом приморского города
Замостьянов Арсений Замостьянов Арсений — 09 июня 2023
Сейчас вокзал выглядит практически так, как и задумывал архитектор Пиотровский

125 лет назад появился на свет железнодорожный вокзал в Новороссийске. Очень компактный, уютный и при этом один из самых узнаваемых в нашей стране. С наступлением лета он (и без того по обыкновению многолюдный) по традиции становится ещё более заманчивым центром притяжения для туристов.

Слово «Новороссия» сейчас у многих на слуху. Вспоминаются времена, когда могучая империя осваивала степные края и скалистое Причерноморье: словно из ничего возникали города, безлюдное пространство постепенно превращалось в индустриальный центр огромного государства. В Новороссии жили самые смелые и предприимчивые люди, как правило, лишённые мрачных предрассудков своего времени. Это был край, где свободно уживались многие народы и традиции. Впрочем, город Новороссийск вырос на берегу Чёрного моря гораздо позже, чем появилось понятие «Новороссия». Лишь через полвека после побед и проектов Григория Потёмкина. Цемесская бухта перешла в состав Российской империи только во времена императора Николая I, в 1829 году, по Адрианопольскому мирному договору с османами. Основателями первой крепости стали адмирал Михаил Лазарев и генерал Николай Раевский. С тех пор разраставшийся город стал важнейшим военным и торговым форпостом страны на Чёрном море.

Промышленники всей Новороссии и Новороссийска горой стояли за развитие железных дорог. Но, увы, долгое время их инициативу сдерживали. Рельсовый путь проложили в приморский город только на излёте XIX века. В январе 1869 года наместник Кавказа великий князь Михаил Николаевич представил Александру II записку о необходимости соединить Кавказ железной дорогой с общей сетью империи в направлении от Ростова-на-Дону до Владикавказа с ответвлением к Чёрному морю, к портам, курортам и южным дачам. Так – с паузами и проволочками – началось строительство Владикавказской железной дороги. Изыскательские работы на трассе будущей железнодорожной ветви к Черноморскому побережью кубанским купцам пришлось проводить за свой счёт.

Строительство ветки на Новороссийск стартовало в апреле 1885 года. Предстояло протянуть 254 версты путей – с мостами и тоннелями. На трассе работали выдающиеся инженеры. Именно там проявил свой талант «кризисного менеджера» Михаил Станиславович Кербедз, сын председателя технического отдела Министерства путей сообщения. Несмотря на знатное происхождение, он не чурался самой неблагодарной работы. Его посылали туда, где дело не клеилось, и Кербедз – опытный и хладнокровный – спасал положение. Многие запомнили его как руководителя, который никогда не повышал голоса. При этом – даже под скрежещущий визг пилы и лязганье металла – его тихую речь слышал и понимал каждый.

Открытие железнодорожной линии состоялась в Новороссийске 25 июня 1888 года – под военные оркестры. Церемонию почтил своим присутствием тогдашний министр путей сообщения Константин Посьет, а главное – возле вокзала собрались больше четырёх тысяч рабочих и инженеров, создававших дорогу.

А вот достойного станционного здания в Новороссийске не было ещё долго. Руководство дороги одобрило проект Виктора Пиотровского, который не только являлся зодчим, но и проводил инженерные расчёты. Его вариант был одним из первых вокзалов с элементами зарождавшегося архитектурного стиля модерн, который, как оказалось, превосходно сочетается с южной природой. Модерн требует от зодчего виртуозного владения деталью, и Пиотровский в этом смысле показал себя настоящим маэстро. Одно из самых ценных качеств архитектора – чувство меры. Так вот в новороссийском вокзале нет ничего лишнего, каждая линия карниза – к месту, каждый метр кладки «работает» на образ.

Торжественное открытие вокзального корпуса с затейливыми башенками прошло в 1898 году. Премьера вокзала получилась по-настоящему праздничной. Особенное восхищение публики вызывали паркетный пол и элегантная мебель, которую архитектор Пиотровский специально заказал по собственным эскизам.

Валентин Данини, главный архитектор Новороссийска

Город обязан железной дороге развитием и процветанием. Благодаря стальной магистрали в Новороссийске началось строительство морского порта, а затем и самого большого в Европе элеватора. Без железнодорожных перевозок воплотить эти проекты в жизнь было бы невозможно. Кроме того, вокзал десятилетиями оставался самым посещаемым общественным пространством города. В особенности летом, когда именно отсюда многие курортники разъезжались по гостиницам, санаториям и съёмным углам. В советское время Новороссийск стал ещё более важным транспортным узлом, крупнейшим перевалочным центром между морскими и железнодорожными транспортными артериями, вдобавок здесь издавна добывали промышленное «серое золото» – цемент.

Бурное развитие города на несколько лет остановила война. Во время Новороссийской операции 1943 года, когда город освобождали от гитлеровских оккупантов, район вокзала освободили «куниковцы» – батальон, образованный из героев, которые первыми высадились на Малой земле (а командовал ими Герой Советского Союза Цезарь Куников). Отважные морские пехотинцы несколько дней бились в окружении врага, но никто не сложил оружие. Они стояли насмерть. Сражался и вокзал, ставший бастионом. Для многих его стены стали спасением от вражеских пуль. Впрочем, уже тогда некогда прекрасное вокзальное здание больше напоминало руины. А к концу боёв его и вовсе стёрли с лица земли.

1888 год. Открытие железнодорожного сообщения с Новороссийском

В середине ХХ века не слишком ценили «старорежимную» архитектуру, предпочитая создавать новый образ страны – триумфальный, со скульптурами и колоннадами. По всей стране строились новые вокзалы – железнодорожные, речные и морские. Эффектные, броские. О них мы вспоминали и ещё вспомним. А вот замечательный ленинградский архитектор Валентин Данини, назначенный главным архитектором Новороссийска, настоял на скрупулёзном восстановлении здания, которое так полюбили новороссийцы и гости города. И через несколько лет вокзал возродился. В послевоенные годы каждый кирпич был на счету, так что главные железнодорожные ворота Новороссийска восстанавливали всем городом. Некачественной работы Данини не принимал, так что реставраторы и строители трудились на совесть. Потом вокзал, конечно, расширяли, ремонтировали, но старый его образ, созданный Виктором Пиотровским, сохранился почти в первозданном виде. Этот железнодорожный замок из сказки многое повидал и стал подлинным символом приморского города. И вы обязательно туда ещё вернетесь, а если не бывали – приедете.

Путешествие во времени

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли...
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Он был могуч и красив!

14.09.2023

Война Нестора

01.09.2023

Неизвестный известный Александр Невский

27.07.2023

Там в вагонах комфорт и уют

21.06.2023

Сквозь мёртвые пески

31.05.2023

Нарком Елизаров

0 голосов

Сказку быль опередила

0 голосов

Павелецкие практики Леонида Словина

0 голосов

Родина, встречай героев!

0 голосов

Другой Дельвиг

0 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты