Живёт в итальянской Венеции художница Катя Марголис, которая сочиняет тексты про «рашизм» и занимается «деколонизацией русской литературы». Заодно достаётся и русскому языку: в своих публикациях Марголис уже обвинила его в обилии уменьшительно-ласкательных форм (по мнению женщины, которая долгие годы представлялась публике Катей, это обилие указывает на инфантилизм русских), а также в наличии аббревиатур (они указывают на чёрствость русских). Теперь Марголис вплотную занялась русской классической литературой.
Но сперва объясню, почему вам не должно быть всё равно, чем занимается странная, а кому-то покажется, что и не вполне вменяемая женщина где-то далеко в Италии. Дело не только в том, что она постоянно собирает деньги на ВСУ. Может быть, ещё важнее то, что она собрала вокруг себя коллектив отморозков, которые читают открытые лекции по «деколонизации России», предназначенные для тех, кто будет этим заниматься изнутри нашей страны в многочисленных «национальных республиках» (согласно Конституции РФ они же – государства). А поскольку русская классическая литература традиционно является очень важной составляющей национальной идентичности – нашим национальным символом, нашим мягким подбрюшьем (где сокровище ваше, там и сердце ваше), – важно, чтобы вы понимали, как её будут использовать враги России, куда они будут целить.
Всё дело в истории. Русская классическая литература творилась в эпоху, когда Российское государство укрепляло и расширяло свои рубежи, создавая – с учётом опыта предшествующих тревожных, наполненных вражескими нашествиями столетий – вокруг себя и на своей периферии нейтральное, усмирённое пространство. Для сухопутного равнинного государства, не имеющего чётко выраженных природных границ, это было крайне важно. Происходила нейтрализация пространства. Чтобы в том числе мы с вами могли жить относительно спокойно.
Русские писатели, разумеется, не оставались от этого процесса в стороне – в их творчестве ярко отражены реалии времени. Если в «Колыбельной» у Лермонтова «злой чечен ползёт на берег», а в «Кавказском пленнике» Пушкина черкесы вспоминают набеги минувших дней и ликуют, завидев русского пленника, – за этим стоит отражение общего восприятия жизни на южных рубежах империи. В течение многих десятилетий, даже столетий, пока сохранялась коллективная память, это было самоочевидно.
Но следует иметь в виду, в каком мире мы окажемся. На Западе, откуда идёт пропаганда «деколонизации РФ», совершенно не скрывают, что происходит установление нового миропорядка, а под новый миропорядок уже создана идеология. В этой идеологии именно России отведена роль пугала, Мордора, средоточия зла. Им очень нужен враг, и на роль этого врага Россия подходит лучше, чем Китай, хотя бы уже потому, что враг в этой мировоззренческой парадигме непременно должен быть белым. Также он должен быть представлен «колонизатором». Они будут деконструировать нашу историю и даже нашу культуру, используя наши внутренние уязвимости, которых у Российской Федерации, с её шатким административным устройством и размытым представлением о самой себе, достаточно.
Тем более что – не стоит обольщаться заявлениями последней пары лет – мы по-прежнему тесно связаны с Западом. Во-первых, хотя бы уже потому, что Россия действительно часть европейской христианской цивилизации. Да, очень своеобычная, уникальная, но полностью эта связь не может быть обрублена, и было бы неправильно обрубать её полностью. А во-вторых (и с этим гораздо труднее справиться), потому, что российская власть не мыслит себя всерьёз, в действительности отдельно от Запада. Кажется, от подмигиваний обоими глазами, что мы готовы к переговорам и ничего другого так не хотим, как переговоров, вот-вот начнётся нервный тик.
Но скажу снова: это бессмысленно. «Новому миропорядку» нужен враг, и Россия твёрдо назначена на роль врага «всего цивилизованного мира». Врага, с одной стороны, достаточно внушительного, чтобы это не выглядело смехотворно. С другой стороны – такого, которого, представляется, не особенно сложно победить. И чтобы нас хоть не застали врасплох, следует быть готовыми к различным атакам и идеологическим диверсиям. Далеко не в последнюю очередь к «деколонизации русской литературы».
Необходимо прямо сейчас (поскольку это не сделано вчера и позавчера) заняться национально-патриотической подачей русской литературы в школьном и вузовском учебных курсах. Это необходимо сделать потому, что свято место пусто не бывает: если мы оставим литературу просто нейтральной, вне политики, вне идеологии, на этом месте будет существовать вакуум, и он будет заполняться враждебными интерпретациями. Это практически неизбежно: если вы не используете ресурс – его использует враг. И наш враг уже за работой.
Есть много объективных возражений, почему такая деятельность будет сложной. (В первую очередь потому, что русская классическая литература в самом деле гораздо шире, чем любая её интерпретация.) Однако наиболее насущное, безотлагательное возражение другое: прежде чем что-то интерпретировать, мы должны чётко понимать, чего хотим добиться. Наши враги чётко понимают, чего они хотят добиться: дискредитируя русскую культуру, использовать её как рычаг для ослабления, уязвления и разламывания нашего представления о себе. Та часть образованного слоя «национальных республик», которая почему-либо сознаёт себя ущемлённой, станет идеальной почвой для таких семян. Та часть образованного слоя Российской Федерации, которая ощущает себя безнациональной или национально немощной, – податливая материя, она примет ту форму, которую потребует принять агрессивная заполняющая среда.
И поэтому тоже мы должны научиться отбивать удары, хотя бы самые очевидные, хотя бы те, которые уже на наших глазах готовятся. Русская классическая литература должна быть прочитана сквозь призму русской истории. А история, как пишет М.В. Ремизов в книге «Русские и государство», не повторяется. Она просто никуда не уходит. По большому счёту мы и сейчас живём в той стране, которая была создана поколениями наших предков, когда они продвигались на юг и на запад, на восток и на север. Да, мы многое растеряли – но нашу потребность в безопасности, нашу чуткость к происходящему это должно не расхолаживать, а, напротив, обострить.
Русская культура отрадна и прекрасна. Она гораздо больше, чем инструмент, и, используя её как инструмент, мы берём у неё взаймы, мы должны будем вернуть с лихвой. Но правда и то, что она зависит от нас. Если мы перестаём быть наследниками высокой русской культуры, то уходит в небытие и сама культура. Ей необходима связь с живой средой, чтобы не стать холодными руинами, выцветшими фотографиями забытых лиц, пылью умерших цивилизаций. Мы созданы русской культурой, и мы имеем на неё право, как имеем право на родительскую поддержку. И точно так же мы должны быть готовы отдать, чтобы жизнь продолжалась.
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Екатерина (Катя) Марголис родилась в 1973 году в Москве, училась в РГГУ, около двадцати лет назад эмигрировала в Италию. Занималась живописью и рассказами о своих знаменитых род¬ственниках, как реальных, так и «назначенных» по каким-то косвенным связям. После начала СВО собрала вокруг себя часть наиболее агрессивной русскоязычной эмиграции, а также украинцев, приняла активное участие в создании манифеста против России и русских и запустила «обучающие курсы», нацеленные на пропаганду «деколонизации» русской культуры.