Михаил Головлёв. СВО. Клаузевиц и пустота. – 2‑е изд., доп. – М.: Книжный мир, 2024. – 296 с.
Начну с тезиса, который, будучи абсолютно правдивым, тем не менее звучит как призыв коммивояжёра: если вы хотите понять суть СВО во всей полноте, с её историческими предпосылками и суровой правдой повседневности, абсурдом и величием, научной подоплёкой и практическим опытом участников, вы должны прочитать эту книгу.
Для усиления эффекта этот труд можно было бы назвать шокирующе правдивым и привести, например, такую историю. Начало 2015 года, времена Дебальцевской операции. Один из военных советников, оказавшихся в Донбассе вместе с «северным ветром», послал луганских бойцов взять опорный пункт ВСУ. Заверил, что украинцев там нет – отступили, можно идти смело. Луганчане, ничего не подозревая, двинулись колонной. В реальности оказалось, что враг позиции не оставлял, и колонна была разбита.
На этом история не заканчивается. Чтобы отомстить за товарищей, один из ополченцев просто прострелил ногу горе-советнику. Но и тут ещё не финал, самое интересное – дальше, но спойлерить не станем: о судьбе выстрелившего и получившего пулю лучше всё-таки узнать из первоисточника…
Но, конечно, книга написана не ради подобных историй, пусть и ярких, – они иллюстрируют повествование, однако не являются самоцелью. И конечно, Клаузевиц в названии – фигура не декоративная.
Прусский офицер Клаузевиц, ставший полковником Русской армии, если и известен широкому читателю, то скорее своими афоризмами как военный теоретик. Но Клаузевиц ещё и философ, и писатель, стиль которого не может не восхищать. А для нас его труд «1812 год» ещё и уникальный исторический источник. В нём – свидетельства очевидца (Клаузевиц воевал против Наполеона на нашей стороне), тонкие наблюдения за историческими персонами, что называется, из штаба, военная аналитика, выявление просчётов, определение путей совершенствования. По этой канве Клаузевица, с поправкой на эпоху и обстоятельства, и «вышивает» автор. Берёт на вооружение принцип, манеру, ритм повествования XIX века.
У автора внушительный послужной список, по которому можно изучать новейшую историю. Андрей Пинчук – полковник ФСБ, уроженец Приднестровья, до 2012 года служил в Министерстве госбезопасности ПМР. Далее – переезд в Москву. Во время Русской весны принимал участие в возвращении Крыма в родную гавань. В июле 2014 года по приглашению тогдашнего премьер-министра ДНР Александра Бородая приехал в Донецк, где создал с нуля Министерство госбезопасности молодой республики. Стал Героем ДНР. Весной 2015 года возвратился в столицу. Тогда же они вместе с Бородаем учредили Союз добровольцев Донбасса. В 2022 году принял участие в СВО, воевал в Харьковской области. Снова вернулся в Москву. С осени 2023 года воюет в ДНР, под Бахмутом, командует добровольческим отрядом БАРС-13 (боевой армейский резерв). Награждён орденом Мужества.
В 2017 году в Москве выпустил книгу «Контур безопасности. Генерация ДНР». Это воспоминания о службе министром госбезопасности ДНР, работе с Бородаем, вице-премьером Виктором Антюфеевым, министром внутренних дел Олегом Березой, спикером парламента Новороссии Олегом Царёвым и его замом Александром Кофманом, Денисом Пушилиным, Александром Ходаковским, Андреем Пургиным. Работа была с ежедневным риском для жизни – Пинчук, например, мог погибнуть в донецком аэропорту, в Углегорске, когда, сопровождая Захарченко, оказывался под сильнейшими артобстрелами…
В том же году вышла его книга «Бог. Каденция крови», но уже под псевдонимом Михаил Головлёв (отсылка к роману Салтыкова-Щедрина). В отличие от «Контура», это художественная проза – детективно-конспирологический роман о крымских событиях 2014 года.
В 2019 м увидел свет роман «Ничья зола», который посвящён современным событиям на Украине. В 2023 году, уже после возвращения в Москву с харьковского фронта, опубликовано первое издание «СВО. Клаузевиц и пустота». Книга тоже вышла под псевдонимом Головлёв и стала наиболее известной, скандально известной.
Автор размышляет, анализирует, приводит факты, разбирается, почему, как многие ожидали, наша армия не вошла победоносно в Киев в феврале-марте 2022 года. Почему ушла из-под Киева, Чернигова, Сум, а осенью 2022 года оставила Херсон? Что случилось с «перегруппировкой» в Харьковской области?
Во втором, обновлённом издании 2024 года каждому важному событию 2014–2023 годов посвящена отдельная глава: «Опыт Донбасса», «Харьков-2», «Изюм», «Красный Лиман», «Угледар», «Бахмут»…
Пинчук исходит из того, что без откровенного разговора о просчётах не будет победы. Недосказанность, умолчания, лицемерие – пустота, которую следует заполнить работой над ошибками.
Эдуард Шаповалов