Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 января 2025 г.
  4. № 1-2 (6966) (15.01.2025)
Телеведение

Заступник

«Плевако» Анны Матисон дал надежду на возрождение исторического кино

15 января 2025
Сергей Безруков в роли Фёдора Плевако

В канун Нового года на НТВ прошёл замечательный исторический сериал, который в предпраздничной суматохе оказался, к сожалению, в тени «Комбинации» и «богатырского» сериала, шедших на других каналах. А между тем это первый достойный биографический фильм из истории XIX века. Он – о замечательном деятеле дореволюционной России Фёдоре Никифоровиче Плевако.

Мы не раз писали, что необходимо снимать кино о выдающихся людях нашей страны. «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?» – спрашивал ещё 200 лет назад незабвенный Александр Андреевич Чацкий. В советское время биографические фильмы снимались часто – именно из них ребёнком я узнал об Александре Невском, Нахимове, Глинке, Тимирязеве, Попове, Суворове и многих других великих соотечественниках, с которых можно и нужно брать пример. Попытки биографических сериалов постсоветского периода были чаще всего неудачными – судьбы героев и реалии их эпохи переиначивались из соображений рейтинга и политической конъюнктуры. Много неправды, замешенной на антисоветчине, было даже в крайне успешных и полюбившихся зрителям «Легенде № 17» и «Движении вверх». Но ленты про спортсменов стали надоедать, как надоели сериалы про моделей, которых зверски насиловали злобные кагэбэшники. Были фильмы про Жукова, Фурцеву, Брежнева, Чапаева, даже про генерала Власика и Надежду Аллилуеву, но не было главного: героев, с которых хотелось бы брать пример. Последние разочарования связаны с недавними сериалами «Столыпин» и «Шаляпин», о которых мы тоже писали, и вдруг – «Плевако».

Этот сериал я посмотрел не по телевизору, а в компьютере – залпом, без телерекламы. И вот что мне в нём понравилось.

Первое: выбранный герой. Адвокат Фёдор Плевако был настоящим народным заступником, который после реформ судопроизводства Александра II в публичных прениях добивался перед судом присяжных оправдания невинных и смягчения наказания формально виновным, но по сути не виноватым. Причём среди его клиентов было много бедных людей, с которых он не брал гонорар.

Сын польского дворянина и крепостной калмычки (есть также версия, что мать его казашка) был настоящим патриотом России и православным христианином. Плевако не только хорошо знал законы, но и замечательно убеждал, вдохновенно и яростно вступаясь за униженных и оскорблённых. Он олицетворял справедливость. Божий суд. Его любили и уважали, ему верили. После его внезапной кончины от разрыва сердца адвоката хоронила вся Москва. Таких прощаний Россия не знала. Ещё при Фёдоре Никифоровиче в адвокатуре появилось много корыстных крючкотворов, он же олицетворял веру в правосудие, так что выбор героя показался очень правильным и своевременным.

Время действия тоже очень интересное: это более двадцати лет с конца царствования Александра II до начала правления его внука Николая II. Эпоха отражена весьма добросовестно. И костюмы, и интерьеры, и предметный мир соответствуют времени. В этом уважение и к прошлому, и к зрителям. Нет ощущения, что деньги на декорации и прочее кто-то положил к себе в карман, как иногда, к сожалению, ощущаешь, когда смотришь историческое кино.

Режиссёр Анна Матисон собрала отличный актёрский ансамбль. В главной роли Сергей Безруков, который чрезвычайно артистично воссоздал Плевако. Режиссёр предложила актёру много интересных решений для характеристики героя и развёртывания детективного расследования прямо в зале суда. Исполнители других ролей Безрукову под стать. Первую жену Плевако, Александру, очень убедительно сыграла Зоя Бербер, а будущую жену, Марию, – Ольга Лерман, о которой мы писали в связи с её участием в фильмах «Калашников», «Поехавшая», «Белый снег» и спектакле «Евгений Онегин» Вахтанговского театра. В роли бывшего мужа Марии, самодура-миллионщика Демидова, от которого Мария ушла к Плевако, обаятелен, широк и достоверен Николай Шрайбер (мы обратили внимание на этого артиста ещё в «Аритмии», где он сыграл небольшую роль фельдшера, актёр был очень хорош также в сериале «Хрустальный» и других).

Ольга Лерман в сериале «Плевако»

В роли дотошного помощника Плевако отлично выступил Олег Савцов, Мария Смольникова хороша в роли остроумной и деятельной сестры Плевако Юлии. В сериале также заняты Даниил Воробьёв (психиатр) и Игорь Гордин в очень важной роли Победоносцева. Лукерья Ильяшенко озорно и едко сыграла Соньку Золотую Ручку, а Виталий Коваленко был убедителен в образе известного промышленника и мецената Саввы Мамонтова. Среди сериальных персонажей есть даже Чайковский, правда, актёр на него не очень похож, но оказалось, что это не актёр вовсе, а известный композитор Игорь Матвиенко…

И немного о недостатках сериала – они тоже есть. Сергей Безруков, конечно, выдающийся актёр, но в его блистательной скороговорке не всё, не всем и не всегда было понятно – в современном кино появилась неправильная мода на невнятную речь. И ещё о решении образа Плевако. Он чрезвычайно убедительно показан как выдающийся мастер адвокатуры, артист, благодаря своему ораторскому таланту он мог добиться победы в любом деле. И торжествующий калмыцкий танец Плевако найден замечательно. Да, Безруков «подключает» и сердце – выдающемуся актёру, конечно, веришь, но его Плевако как будто слишком гарцует и бравирует своим адвокатским «вуаля». Между тем Плевако умер от разрыва сердца, он вкладывал душу в каждое дело, то есть умел не только добраться до сути в расследовании человеческой драмы, но и добиться понимания и сострадания присяжных. Если брать аналогии с театром, то Плевако скорее драматический герой и даже трагик, чем комик и фат. В образе мне немного не хватило того, что актёром уже замечательно найдено в фильме «После тебя», где Безруков потрясающе сыграл роль гениального танцовщика. Впрочем, это мелкие придирки. Знатоки истории обращали внимание на «историческую неправду»: например, у Марии Демидовой в момент, когда она влюбилась в Плевако, было не двое, а пятеро детей, а сестры-помощницы, с которой он секретничает по-калмыцки, у Плевако не было… Но тут хочу заступиться за создателей: при переносе истории на экран неизбежны некоторые изменения. Главное, чтобы они не касались принципиальных вещей. Здесь фантазия сценаристов работает на образ героя и времени.

Поздравляю создателей с большой творческой удачей!

Тэги: Сериал
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Союз без любви

    16.04.2025
  • Чисто английское убийство?

    09.04.2025
  • Ядерный срыв

    26.03.2025
  • Страна Zero

    12.03.2025
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • По законам гибридного времени

    127 голосов
  • Советское несчастье

    93 голосов
  • Радиоактивная ложь

    88 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS