В канун Нового года на НТВ прошёл замечательный исторический сериал, который в предпраздничной суматохе оказался, к сожалению, в тени «Комбинации» и «богатырского» сериала, шедших на других каналах. А между тем это первый достойный биографический фильм из истории XIX века. Он – о замечательном деятеле дореволюционной России Фёдоре Никифоровиче Плевако.
Мы не раз писали, что необходимо снимать кино о выдающихся людях нашей страны. «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?» – спрашивал ещё 200 лет назад незабвенный Александр Андреевич Чацкий. В советское время биографические фильмы снимались часто – именно из них ребёнком я узнал об Александре Невском, Нахимове, Глинке, Тимирязеве, Попове, Суворове и многих других великих соотечественниках, с которых можно и нужно брать пример. Попытки биографических сериалов постсоветского периода были чаще всего неудачными – судьбы героев и реалии их эпохи переиначивались из соображений рейтинга и политической конъюнктуры. Много неправды, замешенной на антисоветчине, было даже в крайне успешных и полюбившихся зрителям «Легенде № 17» и «Движении вверх». Но ленты про спортсменов стали надоедать, как надоели сериалы про моделей, которых зверски насиловали злобные кагэбэшники. Были фильмы про Жукова, Фурцеву, Брежнева, Чапаева, даже про генерала Власика и Надежду Аллилуеву, но не было главного: героев, с которых хотелось бы брать пример. Последние разочарования связаны с недавними сериалами «Столыпин» и «Шаляпин», о которых мы тоже писали, и вдруг – «Плевако».
Этот сериал я посмотрел не по телевизору, а в компьютере – залпом, без телерекламы. И вот что мне в нём понравилось.
Первое: выбранный герой. Адвокат Фёдор Плевако был настоящим народным заступником, который после реформ судопроизводства Александра II в публичных прениях добивался перед судом присяжных оправдания невинных и смягчения наказания формально виновным, но по сути не виноватым. Причём среди его клиентов было много бедных людей, с которых он не брал гонорар.
Сын польского дворянина и крепостной калмычки (есть также версия, что мать его казашка) был настоящим патриотом России и православным христианином. Плевако не только хорошо знал законы, но и замечательно убеждал, вдохновенно и яростно вступаясь за униженных и оскорблённых. Он олицетворял справедливость. Божий суд. Его любили и уважали, ему верили. После его внезапной кончины от разрыва сердца адвоката хоронила вся Москва. Таких прощаний Россия не знала. Ещё при Фёдоре Никифоровиче в адвокатуре появилось много корыстных крючкотворов, он же олицетворял веру в правосудие, так что выбор героя показался очень правильным и своевременным.
Время действия тоже очень интересное: это более двадцати лет с конца царствования Александра II до начала правления его внука Николая II. Эпоха отражена весьма добросовестно. И костюмы, и интерьеры, и предметный мир соответствуют времени. В этом уважение и к прошлому, и к зрителям. Нет ощущения, что деньги на декорации и прочее кто-то положил к себе в карман, как иногда, к сожалению, ощущаешь, когда смотришь историческое кино.
Режиссёр Анна Матисон собрала отличный актёрский ансамбль. В главной роли Сергей Безруков, который чрезвычайно артистично воссоздал Плевако. Режиссёр предложила актёру много интересных решений для характеристики героя и развёртывания детективного расследования прямо в зале суда. Исполнители других ролей Безрукову под стать. Первую жену Плевако, Александру, очень убедительно сыграла Зоя Бербер, а будущую жену, Марию, – Ольга Лерман, о которой мы писали в связи с её участием в фильмах «Калашников», «Поехавшая», «Белый снег» и спектакле «Евгений Онегин» Вахтанговского театра. В роли бывшего мужа Марии, самодура-миллионщика Демидова, от которого Мария ушла к Плевако, обаятелен, широк и достоверен Николай Шрайбер (мы обратили внимание на этого артиста ещё в «Аритмии», где он сыграл небольшую роль фельдшера, актёр был очень хорош также в сериале «Хрустальный» и других).
В роли дотошного помощника Плевако отлично выступил Олег Савцов, Мария Смольникова хороша в роли остроумной и деятельной сестры Плевако Юлии. В сериале также заняты Даниил Воробьёв (психиатр) и Игорь Гордин в очень важной роли Победоносцева. Лукерья Ильяшенко озорно и едко сыграла Соньку Золотую Ручку, а Виталий Коваленко был убедителен в образе известного промышленника и мецената Саввы Мамонтова. Среди сериальных персонажей есть даже Чайковский, правда, актёр на него не очень похож, но оказалось, что это не актёр вовсе, а известный композитор Игорь Матвиенко…
И немного о недостатках сериала – они тоже есть. Сергей Безруков, конечно, выдающийся актёр, но в его блистательной скороговорке не всё, не всем и не всегда было понятно – в современном кино появилась неправильная мода на невнятную речь. И ещё о решении образа Плевако. Он чрезвычайно убедительно показан как выдающийся мастер адвокатуры, артист, благодаря своему ораторскому таланту он мог добиться победы в любом деле. И торжествующий калмыцкий танец Плевако найден замечательно. Да, Безруков «подключает» и сердце – выдающемуся актёру, конечно, веришь, но его Плевако как будто слишком гарцует и бравирует своим адвокатским «вуаля». Между тем Плевако умер от разрыва сердца, он вкладывал душу в каждое дело, то есть умел не только добраться до сути в расследовании человеческой драмы, но и добиться понимания и сострадания присяжных. Если брать аналогии с театром, то Плевако скорее драматический герой и даже трагик, чем комик и фат. В образе мне немного не хватило того, что актёром уже замечательно найдено в фильме «После тебя», где Безруков потрясающе сыграл роль гениального танцовщика. Впрочем, это мелкие придирки. Знатоки истории обращали внимание на «историческую неправду»: например, у Марии Демидовой в момент, когда она влюбилась в Плевако, было не двое, а пятеро детей, а сестры-помощницы, с которой он секретничает по-калмыцки, у Плевако не было… Но тут хочу заступиться за создателей: при переносе истории на экран неизбежны некоторые изменения. Главное, чтобы они не касались принципиальных вещей. Здесь фантазия сценаристов работает на образ героя и времени.
Поздравляю создателей с большой творческой удачей!