Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 ноября 2023 г.
Литература Библиосфера

Затерянные в бурлящем потоке

01 ноября 2023

Юрий Буйда. Дар речи. Роман. – М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2023. – 314 с. – 2500 экз. 

Роман Юрия Буйды «Дар речи» сложен, символичен и многослоен. На его страницах – размышления об истории, языке и литературе, кризисах (личности и эпохи), о давних травмах, по сей день беспокоящих людей, трансформирующих их судьбы и меняющих мышление, о душе и Боге, борьбе, смирении и сострадании... 

Всё это органично вплетено в сюжет, выстроенный вокруг истории одной семьи. Она, по словам автора, «пережила несколько взлётов в советские и перестроечные годы, а потом незаметно для себя «въехала» в кризис, из которого пытается выбраться, подчас не считаясь с ценой». Главный герой «Дара речи» Илья Б. Шрамм обретает отца и единокровного брата и погружается в историю запутанных родственных взаимоотношений, восстанавливая череду событий, происходящих в судьбах его близких. Юрий Буйда охарактеризовал свой роман как «смесь семейного эпоса и исторического детектива». Ведущая тема книги, по признанию прозаика, – любовь. Но её он раскрывает не как трепетное сентиментальное чувство, а как философское, религиозное понятие, непременно сопряжённое с жертвой и состраданием, ставящее перед непростым выбором, подталкивающее к важным решениям.

В произведении много жуткого, болезненного, неприятного, обескураживающего, повергающего в шок и словно погружающего читателя в огромный котёл, в котором бурлят, щедро приправленные характерной для художественного стиля писателя метафоричностью и одновременно реалистичностью повествования, первобытные страхи и экзистенциальный ужас. Так, в начале книги есть эпизод, когда один из персонажей романа Дидим (Виссарион Шкуратов) сбивает на автомобиле девочку-инвалида. Сначала он хочет захоронить тело, но затем отвозит его домой, дважды стреляет в девочку и прячет труп.

Далее читатель узнаёт историю жены Дидима, Шаши, которую любит Илья Шрамм.

«Красивая хохотушка. В одиннадцать лет она взялась шурудить кочергой в печке и слишком глубоко сунула руку в топку. На ней был свитерок, рукав загорелся». Это во многом определило мироощущение девушки («Все вокруг стали врагами, всё вокруг стало тёмным») и то, как сложилась её личное счастье (счастье ли?): «Слышала, как соседка сказала матери: «Кто ж теперь её замуж возьмёт? Красивая, умная, это да, но жить-то придётся не с ней – с рукой, а это только праведник выдержит.

Выдержал не праведник – а Дидим».

Самого его после случая с девочкой-калекой настигает немота (он «утратил дар связной речи»). Шаша, как выяснятся, шепелявила в детстве. Эти на первый взгляд разрозненные факты подводят читателя к серьёзному разговору о языке и речи, которая «дарована нам Господом, а не властью, не людьми».

Именно Шаша с Дидимом, выпускают свой еженедельник и придумывают для него новый язык. «Мы произносим заклинания для тех, кто понимает нашу абракадабру. Может быть, наш язык пугает читателя, но наш читатель хватается за словарь, а не за револьвер. Наш заумный язык – новый звук, зовущий новый смысл. Мы попытаемся придать смысл бесформенной массе читателей, вызвать своих, воздействуя на них правдой магии».

Найти своих, обрести настоящую семью, ощущать себя частью чего-то грандиозного – вот глубинные желания отдельно взятого человека, который, будучи закрытой системой, «вещью в себе», остаётся элементом вселенной.

Появление и развитие планеты и общества, ход истории, шум сменяющих друг друга эпох, движение лет и столетий – всё это ощущается в романе не только на смысловом, но и на фонетическом уровне. Звук, кажется, присутствует в каждой главе книги: в «шуршащих» именах, фамилиях и прозвищах персонажей (Шкуратовы, Папа Шкура, Шаша, Илья Шрамм), в любимом восклицании Папы Шкуры «ШШаах», в упоминании появившейся ещё на первых страницах «Дара речи» глубокой чаши с фасолью, куда бросали ключи от машины или монетки.

Каждый сделанный в настоящем шаг определяет наше будущее. Вот почему так важно помнить и сохранять историю – и частную, и глобальную. Это единственный способ примирить прошлое с будущим и поддерживать дыхание жизни. К такому выводу приходишь, перевернув последнюю страницу «Дара речи» и оставшись один на один со своими мыслями.

В завершение приведу такие строки из романа:

«Поток времени бурлил, как речь в поисках смысла, и моя мать могла запросто затеряться в этом потоке, стать жертвой тёмного бога, о существовании которого многие догадывались, но до поры до времени с ним не считались. Этот бог участвовал в нашей жизни только в виде случайностей, но это не значит, что его не было».

Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Юлия Могулевцева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS