Своих не бросают: Публицистика и литературная критика. – Калуга: Золотая аллея, 2009. – 192 с.
Медленно, с большим трудом преодолевая привычку к лёгкому, ни к чему не обязывающему чтению, начинает возрождаться традиция издания в форме книги публицистических очерков. Невероятно, как долго – со времён Чехова, Короленко и Аверченко – мы не хотели посмотреть на себя в зеркало. Не сквозь литературный вымысел, а через профессионально направленный увеличитель, коим становится журналист-очеркист, обладающий хорошим пером. И если публицистика в Москве и Питере в последние несколько лет стала уже более или менее привычным и для читателя, и для издателя жанром, другие города России не торопятся признавать заслуженное присутствие подобного «зеркала» на книжном рынке.
Несколько лет назад, когда «ЛГ» объявила конкурс на лучший очерк о человеке «Лица российской провинции», редакцию завалили заметками, статьями, короткими репортажами… Но это были не очерки! Жанр казался безнадёжно утраченным, и лишь изредка в огромной почте появлялись вещи серьёзные и заслуживающие внимания.
Среди них оказался очерк Александра Старых, который победил в конкурсе. Прошло около двух лет. И вот – книга публицистики и литературной критики под плашкой «Оренбуржье литературное». Герои книги – не столичного, скорее, российского масштаба: фронтовик Роман Потешкин и его судьба в очерке, давшем название книге, капитан, мечтающий возродить судоходство на реке Урал, история сельского учителя Бушуева, жизнь оренбургского казака Михаила Голодникова, построившего в своём фермерском хозяйстве «Общежитие филиала областного наркологического диспансера»…
«Москва сильна провинцией» – известная истина затрагивает не только и не столько материальный и географический аспект, сколько тот нравственный статус, которым наделяет её окраинная Россия, поддерживая или осуждая». Эти строки из исследования Александра Старых поэзии о Москве в литературно-критической статье «Отвергнутая столица» очень точно улавливают клубок противоречий, существующий сейчас не только в социальном положении провинциальных и столичных жителей, но и в их творческом самовыражении.
Мне кажется, статус нравственного, придирчивого, любознательного читателя мы вернём себе, только если вместо жёлтой прессы начнём с удовольствием и интересом читать очерки провинциальных публицистов. Конечно, до Короленко, Чехова и Аверченко им пока ещё далеко. Но начало – положено.