Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 августа 2018 г.
Библиосфера

Жанр воскресает под рукой мастера

01 августа 2018

В пушкинские времена в России выпускалось много альманахов, то есть сборников, объединённых, как правило, одной идеологией. В дальнейшем, с развитием журнального дела, их издание практически сошло на нет. В отличие от журнала, издаваемого периодически, через определённые промежутки времени, альманахи – птицы вольные, могут прилететь, когда захочет автор или группа авторов. Второе явление альманахов в России наблюдалось в начале ХХ века. И уже в веке нынешнем выпустили альманахи Михаил Попов и Пётр Ткаченко.

Так что речь идёт о своеобразном культурном феномене, актуализация которого сегодня означает существование преемственности, связи современной литературы с литературой Золотого и Серебряного века. Преемственность – очень важное, можно сказать, одно из ключевых понятий для Казначеева. Даже в название писатель закладывает идею следования традиции русского альманаха. В предисловии сказано: «Предвижу недоумение: почему такое название? Во-первых, в содержании часто мелькает образ нашей небесной спутницы, а во-вторых, захотелось возродить отечественную литературную традицию, когда альманахам часто давали романтические названия: «Аониды», «Мнемозина», «Северные цветы», «Полярная звезда», «Урания»…

Огрублённо говоря, любой писатель может собрать и издать однотомник своих разножанровых сочинений и назвать его альманахом, но – альманах предполагает бóльшую стройность. У Сергея Казначеева, который выпустил «Лунное сияние» к своему юбилею, всё получилось очень хорошо. Проза, стихи, публицистические и критические статьи, пьеса, путевые заметки и даже шутки, написанные одной рукой, читаются легко, тексты удачно соседствуют друг с другом.

И хотя во всём «Лунном сиянии» формально нет никаких автобиографических заметок, читатель очень много узнаёт об авторе, и вся эта информация идёт, как говорится, со знаком плюс – потому что автор, Сергей Михайлович Казначеев, – очень хороший, интересный, до донышка русский и глубоко патриотичный человек. Это знание складывается из его произведений разных жанров: прозы, стихов, статей. Читатель узнаёт о малой родине автора – русском приволжском селе на Симбирщине, о его учёбе в Москве, как раньше говорили, на медные деньги (четыре года работал дворником – стипендии, само собой, не хватало). Тем не менее юноша из глубинки, из обычной семьи получил столичное образование в престижном вузе и вышел на широкую дорогу научно-литературной работы. (Заметим: без стенаний по поводу своей «тяжкой доли при тоталитарном режиме».)

Я бы не назвал Сергея Казначе­ева политизированным писателем, но и аполитичным не назвал бы. Он с горечью рассказывает о судьбе своего брата («Брат один»), жизнь которого была загублена перестройкой-катастройкой, не замалчивает политкорректно трагедию русских на Кавказе, не боится называть девяностые годы лихими (сейчас некоторые договариваются до того, что им бы, дескать, больше подошло определение «святые»), открытым текстом пишет о гибели родной ему сельской России:


Город есть город. Село есть село.

И с места они не сойдут.

Хоть жизнью их близко

друг к дружке свело,

Но город, как прежде, одет и обут,

И девки гуляют, и им весело,

А в сёлах кромешный капут.

В полях колосится дремучий бурьян,

Вишарник давно обглодала коза,

Не слышатся песни весёлых крестьян,

В столетних тенётах скорбят

образа,

Стоит на столе помутневший

стакан,

На дне – самогон и слеза.


А город стоит в отдаленье, гордец,

Ему на село наплевать,

Пристанищем став равнодушных

сердец,

Деревню он предал, как старую мать,

И вот приближается полный конец,

Но некому будет рыдать.


Надеюсь, внимательный читатель заметит в этом коротком тексте и отсыл к знаменитому киплинговскому стихо­творению, и цитату из русской народной песни…

Конечно, у профессиональ­ного литературоведа и критика Сергея Казначеева видное место в альманахе занимают статьи о писателях. Этот раздел чётко делится на две части – о русских писателях-реалистах, симпатичных автору независимо от их популярности-раскрученности, и о мастерах модернистских выкрутасов, как правило, не обходящихся без отрицательных отзывов о нашей стране, её народе и его обычаях. В первом разделе речь идёт о таких широко известных фигурах, как Станислав Говорухин и Александр Проханов, и о менее известных, но прекрасных мастерах – об Анастасии Ермаковой и Леониде Сергееве. Я бы уточнил: пока менее известных. По моему глубокому убеждению, последующие поколения будут судить о нашем времени именно по таким книгам. Признаюсь – я испытал глубокое удовле­творение, увидев в «Лунном сиянии» две рецензии на книги Анастасии Ермаковой ещё и потому, что мне тоже приходилось о ней писать. Значит, мы оба выделили эту писательницу из литературного потока.

И напротив, так же, как и я, Сергей Казначеев не жалует постмодернистскую братию, сорокиных-пелевиных-аку­ниных, и так же, как и мне, книги Людмилы Улицкой кажутся ему нудными и неинтересными. Да ещё – все они исторически некорректны…

А «Лунное сияние» я так и вижу на столе у будущего русского исторического писателя или у москвоведа. Может быть, они напишут, что наши годы были эпохой очередного воскрешения альманахов.

Юрий Баранов

Тэги: Юрий Баранов
Обсудить в группе Telegram

Юрий Баранов

БАРАНОВ Юрий Константинович, литературный псевд... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Умер Юрий Баранов

    13.01.2021
  • Поэтическое Забайкалье

    30.09.2020
  • Стрелы справедливости

    05.08.2020
  • Талантливые и безалаберные

    11.03.2020
  • Среди хороших людей

    13.11.2019
  • Умер Юрий Баранов

    43 голосов
  • Не подвиг, но что-то героическое есть

    25 голосов
  • Стрелы справедливости

    13 голосов
  • Патриотизм не прибежище негодяев

    12 голосов
  • Жёстко, но справедливо

    11 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS