Алексей Радов. Не себе: роман. – М.: Б.С.Г.-Пресс, 2024. – 328 с. – 1500 экз.
Как-то пообещал себе, что не буду писать отзывов на прочитанное, но в очередной раз решил нарушить это обещание. Последнее время я почти не читаю современной прозы, разве что книги своих друзей. Так в моих руках оказался новый роман Алексея Радова «Не себе». Добрался до него пару дней назад и прочёл с радостью и веселием, с головой погрузившись в динамичное, иногда абсурдное, но живое повествование, где снегурочки оживают, где «сноходящие» перебрасывают разных уродов в другие измерения, где комсомольцы вызывают дух Троцкого…
Иногда казалось, что я сам проваливаюсь в лихие (а для меня весёлые) девяностые с бандитами и заложниками, с неожиданными поворотами жизненных сюжетов, а иногда выныриваю во вневременье.
Что касается духов, то в самом письме Радова, на мой взгляд, можно уловить следы духов Платонова и Мамлеева, но, в отличие от последнего, то, что делает Алексей в новом романе, – не мрачная фантасмагория, а скорее бурлеск, от которого, как сказали бы мои знакомые, получаешь позитивные вибрации. О позитиве речь идёт и в романе:
«…Позитив, – говорит один из героев, – это превентивная идеология, то есть сначала ты выруливаешь на позитив, и проблем больше нет, а не вначале решаешь проблемы, и только затем, потом наступает позитив. Собственно, понимание того, что у тебя никаких проблем нет и быть не может, – одно из необходимых условий перехода в позитивное состояние… Позитив можно называть состоянием-когда-нет-никаких-проблем или вдохновением. Иными словами, позитив бывает разный, во всяком случае, само состояние может быть сильнее или слабее, то есть бывает такой позитив, что ты смотришь на мир – и текут реки счастья, а бывает, просто когда ничто не парит».
Герои, оказываясь в непростых ситуациях, не теряют духа и пытаются вырулить на позитив – первого ли, второго рода, неважно. А ещё – это роман о любви. Когда я поделился своим мнением с одной внимательной дамой, также читавшей эту книгу, она замахала на меня руками, дескать, он совсем о другом. О выборе в мире, где правят товарно-денежные отношения?
«Они поехали в гаражи. Виталий дрожал от возбуждения. Но неожиданно прошло. Он же не будет менять Лизу на машину. Никита Петрович купит когда-нибудь авто и подарит, уверен. Даже если это будет не «ламборджини», вполне можно ездить. Просто одной мечтой станет меньше. И вот он перед выбором – соглашаться или отказать. «Ламборджини» смотрела на него всем своим вороным естеством. Он не знал, что делать».
Может, книга о том, что «происходящее тленно, а деятельность бесконечна. Вопрос мышления в том, когда желания победят рассудок, а не в том, насколько это возможно. Желания прекрасны и чудотворны, а рассудок бестелесен. Они дают всё для нашего понимания действительности. Чтобы посмотреть в прошлое, чтобы увидеть будущее. Это стоит того. Поэтому желайте и надейтесь, что желания оправдают ваши надежды на них». Такой вот антибуддийский посыл в буддийском духе проходит красной линией через текст…
Не буду спойлерить, но в финале происходит нечто, кардинально меняющее картину мира, в котором живут герои Радова. И сам текст от этого приобретает другие измерения.
И ещё важный момент. Я в последнее время хочу читать книги со счастливым концом. И мои желания оправдали мои надежды.
Дмитрий Григорьев