Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 октября 2021 г.
Культура Телеведение Юбилей

Женщина русского хулигана

Ко дню рождения Жанны Болотовой

20 октября 2021
Жанна Болотова и Николай Губенков фильме «Если хочешь быть счастливым»

Актрисой Болотова сделалась в фильмах мужа, у которого только и сыграла по-настоящему: отчаяние вдовы и неуверенность одиночки. А до того было 17 лет блеска, пританцовывания, лукавых улыбок и силуэтов на фоне стены – всего, что красивые женщины умеют без всяких актёрских школ и за что им заслуженно дают заслуженных. 17 лет она без отрыва смотрела с экрана большими глазами, восславленными ещё Окуджавой: «Две вечерних звезды, голубых моих судьбы». Великое множество его стихов (а не четыре, как пишут в Вики) посвящено Ж.Б., о чём все узнали позже, потому что Советская Россия посвящений не жаловала, а тем более таких легко дешифруемых. Не так уж много в нашем культурном ландшафте этих Ж.Б.

По совести, одна только и была.

Но адресат знакомых строчек стал известен только в 88-м из сборника «Капли датского короля», где заветные инициалы – на каждой третьей странице.

По всему видать, многих поразило в самое сердце её первое появление в «Доме, в котором я живу»: режиссёры по аналогии полюбили снимать её через лестничный проём – и в «Если ты прав», где вечное торчание в подъезде легко объяснялось теснотой жилья, и в «Западне» по Драйзеру, где такой ракурс уже стал персональной фишкой. Как и все редкие красотки нашего кино, часто играла иностранок и инопланетянок, что для советского зрителя было суть одно и то же. Это позволяло снимать её в контрастном нуаровом освещении и моднючих прикидах: свитер с горлом, чёрные и белые зонтики, шарфик через плечо. Отечественной иностранкой – лейтенантом рижского угрозыска – была в фильме Алоиза Бренча «24–25 не возвращается». Не так-то легко представить на экране русскую девушку-опера, смачно цепляющую на белый свитерок сбрую наплечной кобуры с загоном обоймы в рукоять ПМ, – а модные латышки все так делали, у них и Артмане в форме ходила.

Как и всех учеников, её много снимал Герасимов, проживавший уже в совершенно натуральном коммунизме и делавший кино о людях будущего, журналистах и архитекторах, не считающих денег в кармане и комнат в квартире, курсирующих меж Парижем и Мехико и занятых только общенравственными проблемами нового человека. В «Людях и зверях» он подселил в гостиничный номер к матери и дочери их старого друга, не ведая из своего коммунизма, что в Советском Союзе такое невозможно в принципе. Болотовскими чарами отгоняли угрозу войны ветераны экрана Швейцер и Метальников в «Бегстве мистера Мак-Кинли» и «Молчании доктора Ивенса» – чушь была несусветная, зато с выездом, а от такого не отказались даже Бабочкин, Бондарчук и Высоцкий.

Везде она была сиятельна, снисходительна, самоуверенна и мягко дистанцирована, даже играя большевичек в «Первом курьере» и «На пути к Ленину». «Лена–это от Елены, – втолковывала она немецкому товарищу. – Она была самой красивой женщиной в Греции, из-за неё даже шла война». – «Из-за вас я бы тоже начал войну», – честно ответил немец.

Он бы её проиграл. Когда в брачный танец вступил Николай Николаевич Губенко – проиграли все, а немцам даже соваться не следовало. Круглый военный сирота, Н.Н. мог и не сдержать темперамента.

Первый раз Болотова зарыдала на экране в его «Если хочешь быть счастливым» – фильме, скверно написанном, но по-честному снятом. На титрах режиссёр и исполнитель главной роли бесконечно бежал от рухнувшего самолёта в гермошлеме и горящей куртке – шкуру тогда себе спалил по-настоящему, без ля-ля. Когда в финале супруги по фильму и жизни тыкались носами друг в друга, видно было: третьим тут ловить нечего.

А после под жену, Буркова, Быкова и Евстигнеева Губенко сделал трилогию о чертогах общественного призрения: детдоме, санатории и доме престарелых – «Подранки», «Из жизни отдыхающих», «И жизнь, и слёзы, и любовь». Социальное государство зримо ветшало, во всех трёх фильмах отцветала золотом на руинах шикарная осень. Болотова там сыграла своё лучшее – даже в сравнении с незабвенным «Домом, в котором я живу».

Стала народной республики.

Потом госпожой министершей.

И почти в каждой роли её окружали сильнейшие.

Земляникин. Любшин. Бондарчук. Ефремов. Джигарханян. Шукшин. Шакуров.

Окуджава.

Николай Николаевич.

Дочь Героя Советского Союза – других возле себя не признавала.

Денис Горелов

Редакция «Литературной газеты» поздравляет замечательную актрису, образы которой стали неотъемлемой частью великого советского кинематографа, и выражает солидарность с её гражданской позицией. Держитесь, Жанна Андреевна! Читатели «ЛГ» восхищаются Вами и желают Вам стойкости!


Тэги: Денис Горелов
Обсудить в группе Telegram

Денис Горелов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Венец творенья, дивная Диана

    24.08.2022
  • Старый ворон чёрный

    06.07.2022
  • Чудо как хорош

    25.05.2022
  • Это просто праздник какой-то!

    04.05.2022
  • Долюшка генеральская

    20.04.2022
  • Старый ворон чёрный

    43 голосов
  • Венец творенья, дивная Диана

    38 голосов
  • Долюшка генеральская

    37 голосов
  • Бесогон

    28 голосов
  • Первозванный

    26 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS