Жанр книги: путевой очерк с историческими отступлениями. Авторы рассказывают о дальневосточных портовых городах, спорят с философом Карлом Поппером, прямо выводя из его «открытого общества» конкретные причины российского развала, сверяют свой труд книгами великих предшественников: «Фрегат «Паллада» Гончарова и «Остров Сахалин» Чехова... Но главное в книге, конечно, фигуры адмирала Невельского, его жены Екатерины.
Приамурский край, освоенный великими усилиями первопроходца Ерофея Павловича Хабарова, был потерян Россией на двести лет из-за чиновника-коррупционера Зиновьева. Но именно адмирал Невельской вместе с губернатором Восточной Сибири Николаем Николаевичем Муравьёвым-Амурским сотворяют настоящее чудо: гигантский Приамурский край возвращается России без единого выстрела, с Приморьем в придачу…
Отправленный в 1851 году Муравьёвым для основания зимовья на берегу Охотского моря, Невельской прошёл по Амуру и принял в русское подданство амурских туземцев. Жена его, Екатерина Ивановна, будучи больною, добиралась к мужу, проделав верхом более тысячи вёрст в 23 дня – по топким болотам, дикой гористой тайге, ледникам…
Сподвижник Невельского рассказывал: «Обыкновенно в жилище было 5 градусов тепла, люди умирали от цинги… Но не слыхал ни одной её жалобы, упрёка … Напротив, спокойное сознание того горького, но высокого положения, которое предназначило ей провидение».
Чехов писал о Невельском: «Это был энергический, горячего темперамента, образованный, самоотверженный, гуманный человек… На восточном побережье и на Сахалине он потерял дочь, которая умерла от голода, состарилась и потеряла здоровье его жена, «молоденькая, хорошенькая и приветливая женщина», переносившая все лишения геройски...»
А вот воспоминания Марии Угличаниновой, подруги Екатерины Невельской по Смольному институту: «Этой женщиной должна гордиться вся Россия… Невельская была сама радость и веселие при большом уме и собой очень хороша. Она не жалела своих цветущих годов, прошедших в такой ужасной жизни, напротив, была счастлива, что поддерживала бодрость и энергию её мужа и всех участников экспедиции. На её руках умерла крошка-дочь, для спасения которой нужно было молоко, а у них была только солёная рыба, которую не принимал желудок ребёнка. Могила их ребёнка была первою русскою могилой в этом крае...»
Любая патетика померкнет пред сей простой констатацией.
В книге рассказывается и о советском периоде освоения Дальнего Востока, когда молодые энтузиасты чувствовали себя духовными наследниками Невельских.
Из многих героев повествования авторы выделяют видного советского учёного Вячеслава Седых, создателя Морского государственного университета им. адмирала Невельского и его нынешнего главу Сергея Огая.
В книге немало тревожных размышлений о сегодняшнем состоянии края. «Кто думает о природе, когда приходится решать: как выжить семье? Мощные когда-то колхозы развалены, поля заброшены, рисовые чеки заболотились. Женьшень почти весь выкопан, море скудеет и загаживается. Для уверенного, цивилизованного развития Приморья потребно 15 миллионов человек, а нынешнее население – менее двух…»
Нынешние жители присоединённого адмиралом Невельским края живут нелегко. Может быть, потому, что нет пока фигур, сопоставимых с легендарным освоителем.