Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 октября 2021 г.
Литература

Живой участник живой культуры,

объединивший все литературные музеи страны

19 октября 2021

ГМИРЛИ им. В.И. Даля не просто хранитель памяти о нашем драгоценном литературном прошлом, но и активный участник сегодняшней культурной жизни. Писатели и издатели, некоторые из которых уже становятся «живыми экспонатами», не могли остаться в стороне от юбилея любимого музея.







shargunov150x225.jpg

Сергей Шаргунов, писатель:

– Все мы жизненно нуждаемся в сохранении и поставленном на научную основу изучении элементов, свидетельств, реликвий литературного процесса.

Позади сто лет научной работы и неустанного собирания исторического наследия великой литературы. Сердечно поздравляю со столь впечатляющей датой всех сотрудников Литмузея, бывших и нынешних, и лично директора музея моего друга прекрасного Дмитрия Петровича Бака.

С Литмузеем связано в моей жизни многое, я постоянно обращаюсь к его сбережениям, стараюсь помогать пополнять его новыми драгоценностями.

В совместных планах наших намечено многое. Пока упомяну лишь о проекте оцифровки уникального архива Союза писателей СССР, хранящегося в Доме Ростовых, где расположена теперь Ассоциация союзов писателей и издателей. Предварительный этап этой работы начался, и есть уже немало открытий.

Как в эти дни не перечитывать собранные Владимиром Ивановичем Далем пословицы и поговорки! «Без корня и полынь не растёт» или совсем просто и призывно: «Помни своих, не забывай наших!»

shubina150x225.jpg

Елена Шубина, издатель:

– Правду говорить легко и приятно – особенно если слова адресуются не просто коллегам, с которыми давно и плодотворно сотрудничаешь, но и друзьям. Это как обращаться к себе самой, потому что степень понимания литературных и просветительских задач между нами, «Редакцией Елены Шубиной», и Литмузеем – безупречна и радостна. Позиция музея как места осмысления не только «не прожитого до конца прошлого», но и актуального литпроцесса нам близка. На этой самой благодатной почве и произросли наши общие проекты: «Книжный talk», 17-я страница – живые разговоры, дискуссии, споры с известными писателями и литературоведами. Так создаётся картина литературной современности, а потом – кто знает – история литературы начала XXI века.

Дорогие друзья, Дмитрий Петрович Бак, Алексей Яковлевич Невский, Наталья Громова и все-все. С юбилеем, с праздником. Елена Шубина и К°.

volgin150x225.jpg

Игорь Волгин, писатель, историк:

– Первый раз я попал, торжественно выражаясь, под своды Литературного музея ещё десятиклассником. Но это была отнюдь не учебная, благодетельная для юного ума познавательная экскурсия. В Музее выступал Евгений Евтушенко, входивший в зенит своей поэтической славы, – тогда я увидел его впервые. Зал в особняке на Якиманке был набит до отказа, огромная толпа ломилась в окна (буквально) и в двери. Так в покойных музейных интерьерах, долженствующих хранить историческую память о славном прошлом отечественной словесности, я столкнулся с живой громокипящей литературой. Это ощущение – музея как чувствилища настоящей жизни – навсегда осталось в сознании: к сожалению, в самых дальних его глубинах.

Позже мне не раз приходилось посещать обитель, имевшую вид скромного провинциального музея и притулившуюся на территории другой (правда, бывшей) обители – Высоко-Петровского мужского монастыря. Но, признаюсь, гораздо больший интерес вызывало у меня соседнее монастырское помещение, где располагался знаменитый ансамбль «Берёзка» и где не покладая ног трудилась одна из моих ближайших подруг.

Нынешний Государственный литературный музей истории российской литературы им. В.И. Даля, на сравнительно недавнем открытии которого я имел честь и удовольствие присутствовать, в значительной мере приблизился к заключаемому в нём духовному потенциалу. Дело не только в обновлённом, полном родовых преданий доме на Зубовском бульваре (хотя и в нём тоже). И не в объёме представленных в экспозиции материалов. Дело в «сокрытой теплоте патриотизма» – в энтузиазме и вкусе сотрудников (тут, прежде всего, надо отдать справедливость Дмитрию Баку), в чувстве живой причастности как к великому наследию, так и к тому, что совершается в литературе ныне.

Конечно, ГМИРЛИ – это целая империя «малых» персональных литературных музеев, среди которых особое место занимает вновь открывающийся в дни юбилея московский Дом Достоевского. Но вообще, вся Россия – в силу своих исторических судеб – это сокровенный музей литературы. Тем выше мы должны ценить особые хранилища нашей национальной памяти. И пусть, как в те баснословные года, там выступают поэты.

varlamov150x225.jpg

Алексей Варламов, писатель:

– Я впервые узнал о Литературном музее, когда писал биографию Пришвина. Вторая жена писателя, Валерия Дмитриевна Лиорко, там работала, и уже тогда меня поразило, как в СССР во второй половине тридцатых годов существовало учреждение, которому было дозволено собирать историю литературы, невзирая на цензурные и идеологические ограничения. К слову сказать, тогда же, в 1937 году, Литмузей купил у дочерей Розанова за большие деньги рукопись «Апокалипсиса нашего времени». Если учесть, что В.В. был не просто нежелательным, а фактически проклятым писателем, этот факт особенно показателен. Понятно, что всё делалось с ведома и под контролем известных органов, да и всегда архивы в Советском Союзе были тесно связаны со спецслужбами, и тем не менее. Тут, конечно, очень интересна фигура директора Литературного музея в те годы, соратника Ленина и первого управделами Кремля В.Д. Бонч-Бруевича. Этот загадочный человек и его сотрудники очень многое сделали для сохранения бесценных архивов русской литературы, и без них наше представление о её истории было бы намного беднее. Литмузей не просто наше национальное достояние, но айсберг, видимая часть которого намного меньше того, что хранят запасники. И в этом смысле мне очень симпатична сегодняшняя деятельность музея, которая как раз и нацелена на то, чтобы эту невидимую часть приоткрыть и показать всем нам. Потрясающие выставки, которые делают с огромной любовью к своему делу и мастерством сотрудники музея во главе с Д.П. Баком, – это разговор о русском пути сквозь призму литературы. Разговор честный, глубокий, в котором есть место писателям самых разных направлений, взглядов, судеб, потому что все они – и те, кто был за советскую власть, и те, кто против, и гонимые, и гонители, и те, кого поднимали в те годы на щит, и те, кого не печатали, – все они – часть нашей истории. А других писателей у нас, как известно, нет. Сердечно поздравляю Дмитрия Петровича и его коллектив с замечательным юбилеем музея и желаю всем многая и многая лета!

bunimovich150x225.jpg

Евгений Бунимович, поэт:

– Литературный музей – особенный по определению. В отличие от сокровищниц живописи, таких как Эрмитаж или Третьяковка, которые будут жить при любом директоре, литературный музей – это другое, это жизнь. То есть в нём либо происходит эта жизнь, либо её нет. Одна лишь мемориальная почтительность никого не интересует.

Я очень рад, что в год столетия ГМИРЛИ им. В.И. Даля, как и в предшествующие годы (музей на самом деле очень молодой), здесь постоянно проводятся живые встречи. В структуре Литмузея несколько зданий, филиалов, что позволяет происходить на его площадках самым разным событиям. Здесь – выставка, здесь – читают стихи, здесь – презентация, здесь – совместный проект... И, мне кажется, в этом смысле музей очень живой и современный. Сегодня на демонстрации одних рукописей не выедешь – всё время надо придумывать новое. И это, безусловно, получается, что меня очень радует. Я стал сюда приходить гораздо чаще, чем раньше: то читать стихи, то на круглый стол или дискуссию, то на открытие какой-то необыкновенной выставки. Хочется не просто прийти, но и что-то отдать. Например, на открытие комнат Мандельштама я принёс памятную медаль, выпущенную скульпторами, авторами памятника поэту в Москве Дмитрием Шаховским и Еленой Мунц. Хочется, чтобы эта медаль хранилась в музее, потому что здесь создаётся атмосфера, особое пространство.

Чувствуешь себя немного странно и неловко, когда сам становишься «экспонатом». Но это тоже нормально, когда не только то, что было сто лет назад, но и то, что происходит сейчас, находит отражение в музейных экспозициях. На выставке «Литературная Атлантида», посвящённой литературе 90-х, я увидел свои первые публикации и афиши, встретился с теми, с кем выступал тогда. Это живое отражение литературы. Поэтому неслучайно, что ГМИРЛИ им. В.И. Даля в последнее время очень часто становится соавтором тех проектов, которые я придумываю или в которых участвую, будь то премия «Московский счёт» или фестиваль «Биеннале поэтов в Москве». В общем, что ни вспомнишь – всегда оказывается, что музей тоже имеет к этому отношение. То есть он не просто камера хранения, а живой участник живой литературы.

Тэги: Сергей Шаргунов Игорь Волгин Алексей Варламов Елена Шубина
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Неповторим – во всём

    13.07.2022
  • Пространство объединения

    27.04.2022
  • Мир литературы представит свое новое поколение

    11.04.2022
  • Антологии возродят литературное братство

    30.03.2022
  • Человек книги

    02.03.2022
  • Цензура против Евгения Евтушенко

    76 голосов
  • Лучшие из лучших

    63 голосов
  • Рана, которая кровоточит

    56 голосов
  • Стремление к святости и блошиные гонки

    50 голосов
  • „Гражданин, соврамши!“

    43 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS