ГМИРЛИ им. В.И. Даля не просто хранитель памяти о нашем драгоценном литературном прошлом, но и активный участник сегодняшней культурной жизни. Писатели и издатели, некоторые из которых уже становятся «живыми экспонатами», не могли остаться в стороне от юбилея любимого музея.
Сергей Шаргунов, писатель:
– Все мы жизненно нуждаемся в сохранении и поставленном на научную основу изучении элементов, свидетельств, реликвий литературного процесса.
Позади сто лет научной работы и неустанного собирания исторического наследия великой литературы. Сердечно поздравляю со столь впечатляющей датой всех сотрудников Литмузея, бывших и нынешних, и лично директора музея моего друга прекрасного Дмитрия Петровича Бака.
С Литмузеем связано в моей жизни многое, я постоянно обращаюсь к его сбережениям, стараюсь помогать пополнять его новыми драгоценностями.
В совместных планах наших намечено многое. Пока упомяну лишь о проекте оцифровки уникального архива Союза писателей СССР, хранящегося в Доме Ростовых, где расположена теперь Ассоциация союзов писателей и издателей. Предварительный этап этой работы начался, и есть уже немало открытий.
Как в эти дни не перечитывать собранные Владимиром Ивановичем Далем пословицы и поговорки! «Без корня и полынь не растёт» или совсем просто и призывно: «Помни своих, не забывай наших!»
Елена Шубина, издатель:
– Правду говорить легко и приятно – особенно если слова адресуются не просто коллегам, с которыми давно и плодотворно сотрудничаешь, но и друзьям. Это как обращаться к себе самой, потому что степень понимания литературных и просветительских задач между нами, «Редакцией Елены Шубиной», и Литмузеем – безупречна и радостна. Позиция музея как места осмысления не только «не прожитого до конца прошлого», но и актуального литпроцесса нам близка. На этой самой благодатной почве и произросли наши общие проекты: «Книжный talk», 17-я страница – живые разговоры, дискуссии, споры с известными писателями и литературоведами. Так создаётся картина литературной современности, а потом – кто знает – история литературы начала XXI века.
Дорогие друзья, Дмитрий Петрович Бак, Алексей Яковлевич Невский, Наталья Громова и все-все. С юбилеем, с праздником. Елена Шубина и К°.
Игорь Волгин, писатель, историк:
– Первый раз я попал, торжественно выражаясь, под своды Литературного музея ещё десятиклассником. Но это была отнюдь не учебная, благодетельная для юного ума познавательная экскурсия. В Музее выступал Евгений Евтушенко, входивший в зенит своей поэтической славы, – тогда я увидел его впервые. Зал в особняке на Якиманке был набит до отказа, огромная толпа ломилась в окна (буквально) и в двери. Так в покойных музейных интерьерах, долженствующих хранить историческую память о славном прошлом отечественной словесности, я столкнулся с живой громокипящей литературой. Это ощущение – музея как чувствилища настоящей жизни – навсегда осталось в сознании: к сожалению, в самых дальних его глубинах.
Позже мне не раз приходилось посещать обитель, имевшую вид скромного провинциального музея и притулившуюся на территории другой (правда, бывшей) обители – Высоко-Петровского мужского монастыря. Но, признаюсь, гораздо больший интерес вызывало у меня соседнее монастырское помещение, где располагался знаменитый ансамбль «Берёзка» и где не покладая ног трудилась одна из моих ближайших подруг.
Нынешний Государственный литературный музей истории российской литературы им. В.И. Даля, на сравнительно недавнем открытии которого я имел честь и удовольствие присутствовать, в значительной мере приблизился к заключаемому в нём духовному потенциалу. Дело не только в обновлённом, полном родовых преданий доме на Зубовском бульваре (хотя и в нём тоже). И не в объёме представленных в экспозиции материалов. Дело в «сокрытой теплоте патриотизма» – в энтузиазме и вкусе сотрудников (тут, прежде всего, надо отдать справедливость Дмитрию Баку), в чувстве живой причастности как к великому наследию, так и к тому, что совершается в литературе ныне.
Конечно, ГМИРЛИ – это целая империя «малых» персональных литературных музеев, среди которых особое место занимает вновь открывающийся в дни юбилея московский Дом Достоевского. Но вообще, вся Россия – в силу своих исторических судеб – это сокровенный музей литературы. Тем выше мы должны ценить особые хранилища нашей национальной памяти. И пусть, как в те баснословные года, там выступают поэты.
Алексей Варламов, писатель:
– Я впервые узнал о Литературном музее, когда писал биографию Пришвина. Вторая жена писателя, Валерия Дмитриевна Лиорко, там работала, и уже тогда меня поразило, как в СССР во второй половине тридцатых годов существовало учреждение, которому было дозволено собирать историю литературы, невзирая на цензурные и идеологические ограничения. К слову сказать, тогда же, в 1937 году, Литмузей купил у дочерей Розанова за большие деньги рукопись «Апокалипсиса нашего времени». Если учесть, что В.В. был не просто нежелательным, а фактически проклятым писателем, этот факт особенно показателен. Понятно, что всё делалось с ведома и под контролем известных органов, да и всегда архивы в Советском Союзе были тесно связаны со спецслужбами, и тем не менее. Тут, конечно, очень интересна фигура директора Литературного музея в те годы, соратника Ленина и первого управделами Кремля В.Д. Бонч-Бруевича. Этот загадочный человек и его сотрудники очень многое сделали для сохранения бесценных архивов русской литературы, и без них наше представление о её истории было бы намного беднее. Литмузей не просто наше национальное достояние, но айсберг, видимая часть которого намного меньше того, что хранят запасники. И в этом смысле мне очень симпатична сегодняшняя деятельность музея, которая как раз и нацелена на то, чтобы эту невидимую часть приоткрыть и показать всем нам. Потрясающие выставки, которые делают с огромной любовью к своему делу и мастерством сотрудники музея во главе с Д.П. Баком, – это разговор о русском пути сквозь призму литературы. Разговор честный, глубокий, в котором есть место писателям самых разных направлений, взглядов, судеб, потому что все они – и те, кто был за советскую власть, и те, кто против, и гонимые, и гонители, и те, кого поднимали в те годы на щит, и те, кого не печатали, – все они – часть нашей истории. А других писателей у нас, как известно, нет. Сердечно поздравляю Дмитрия Петровича и его коллектив с замечательным юбилеем музея и желаю всем многая и многая лета!
Евгений Бунимович, поэт:
– Литературный музей – особенный по определению. В отличие от сокровищниц живописи, таких как Эрмитаж или Третьяковка, которые будут жить при любом директоре, литературный музей – это другое, это жизнь. То есть в нём либо происходит эта жизнь, либо её нет. Одна лишь мемориальная почтительность никого не интересует.
Я очень рад, что в год столетия ГМИРЛИ им. В.И. Даля, как и в предшествующие годы (музей на самом деле очень молодой), здесь постоянно проводятся живые встречи. В структуре Литмузея несколько зданий, филиалов, что позволяет происходить на его площадках самым разным событиям. Здесь – выставка, здесь – читают стихи, здесь – презентация, здесь – совместный проект... И, мне кажется, в этом смысле музей очень живой и современный. Сегодня на демонстрации одних рукописей не выедешь – всё время надо придумывать новое. И это, безусловно, получается, что меня очень радует. Я стал сюда приходить гораздо чаще, чем раньше: то читать стихи, то на круглый стол или дискуссию, то на открытие какой-то необыкновенной выставки. Хочется не просто прийти, но и что-то отдать. Например, на открытие комнат Мандельштама я принёс памятную медаль, выпущенную скульпторами, авторами памятника поэту в Москве Дмитрием Шаховским и Еленой Мунц. Хочется, чтобы эта медаль хранилась в музее, потому что здесь создаётся атмосфера, особое пространство.
Чувствуешь себя немного странно и неловко, когда сам становишься «экспонатом». Но это тоже нормально, когда не только то, что было сто лет назад, но и то, что происходит сейчас, находит отражение в музейных экспозициях. На выставке «Литературная Атлантида», посвящённой литературе 90-х, я увидел свои первые публикации и афиши, встретился с теми, с кем выступал тогда. Это живое отражение литературы. Поэтому неслучайно, что ГМИРЛИ им. В.И. Даля в последнее время очень часто становится соавтором тех проектов, которые я придумываю или в которых участвую, будь то премия «Московский счёт» или фестиваль «Биеннале поэтов в Москве». В общем, что ни вспомнишь – всегда оказывается, что музей тоже имеет к этому отношение. То есть он не просто камера хранения, а живой участник живой литературы.