Неприятности – суммируются и накапливаются, радости – поглощают одна другую.
Так бы и осталась Сочинская паралимпиада в тени прочих достижений и побед этих дней, если бы наши радости не были чьими-то неприятностями. В радости человек каждым достижением хвалиться не станет, а вот в зависти и унынии – ни одного чужого достижения не пропустит, каждое постарается обгадить. Ну, спасибо ему.
Есть такой человек в интернете – Альфред Кох. Кто он, точно уже никто не помнит, но вроде чем-то важным руководил при Ельцине. Чем-то вроде Госкомимущества. Руководил он им, видимо, неплохо, потому что по итогам работы на него было заведено уголовное дело. И, заметьте, не в годы путинщины, а в благодатном 1997 году. И прекращено – по амнистии, а не за недоказанностью какой-нибудь…
В путинской России такому замечательному человеку места, конечно же, не нашлось. Пришлось посвятить себя литературной деятельности. Ныне Альфред Кох ведёт блог – как многие бывшие великие люди в путинской России. (Хотя в последнее время они всё чаще предпочитают делать это из-за её пределов – тьфу-тьфу, чтобы не сглазить тенденцию.)
И вот, значит, этот не нашедший себе места замечательный человек пишет в блоге: «Что означает наше лидерство на Паралимпиаде? Что в России самое большое количество молодых, физически крепких инвалидов? Если да, то откуда их столько? И вообще странный приоритет, не правда ли? Им что, тоже положено гордиться?»
Вот ведь и в самом деле. Может, их специально для паралимпиад калечат? А что, это было бы вполне в тоталитарных традициях. При Советском Союзе так только и делали. Космонавтов запускали в космос прямо без скафандров и космических кораблей, а курсантам лётных училищ отрезали ноги – почитайте у Пелевина, если не верите. И статистика подтверждает! Самая беспристрастная и объективная из наук!
Статистика подтверждает: пока была надежда, что страна пойдёт по демократическому пути развития, то есть в благословенные для бизнеса 90-е годы, выше пятого места в общекомандном зачёте рашка (то есть, тьфу, демократическая Россия) не поднималась. А как выступал на паралимпиадах Советский Союз? Уж империя-то зла наверняка штамповала молодых, физически крепких инвалидов миллионами. Ну-ка, ну-ка…
Ой. А СССР на первых зимних паралимпиадах вообще не выступал. Потом было жалкенькое 15-е место. (На обычных играх СССР тогда занял привычное для себя первое место…)
О чём же это говорит? О том, что при СССР об инвалидах не заботились, что их, как и все прочие проблемы, замалчивали, прятали от людей! Возможно, даже и отправляли в космос…
Но если в России ситуация изменилась на противоположную, о чём это говорит? В путинской России всё говорит о скором и неизбежном крахе путинского режима, путинского спорта и путинского Госкомимущества. Абсолютно всё!.. Вот победили на паралимпиаде, о чём это говорит?.. О том, что путинский режим мобилизовал на показуху все ресурсы, все силы, а значит, их уже не осталось и он вот-вот рухнет, надо только изо всех сил зажмурить глаза, потуже обхватить себя под коленками – и…
Что?!. И на прошлой паралимпиаде победили? И на позапрошлой? Хм… Ну, тогда закономерно возникает вопрос: а откуда в этой стране столько молодых, физически крепких инвалидов?..
Ну а если серьёзно? О чём говорит наша победа на паралимпиаде? Вдруг успехи паралимпийцев как раз и говорят о том, что в стране развивается социальная инфраструктура для людей с ограниченными возможностями? Сначала «выставочная», ориентированная на «достижения», а вслед за ней – нормальная, обычная, ориентированная на жизнь. А наше недовольство и наша боль по поводу того, что не всегда и не везде это происходит должным образом, являются залогом того, что развитие это происходит. Ведь значит же – живое, если болит…
Смотрите-ка, как интересно получается. 2003 год был объявлен в России Годом инвалида – раз, и появились успехи в паралимпийском спорте. 2008 год объявлен Годом семьи – и вот преодолён «Русский крест», отрицательный баланс рождаемости и смертности в России. Нынешний год объявлен Годом культуры. Так неужели же…
Думать и говорить об этом непривычно, неловко, кажется, даже как-то стыдно. Но жизнь-то меняется! Она действительно меняется. Так, может быть, пора привыкать?