Протоиерей , главный редактор журнала «Шестое чувство», писатель
Полемика о том, почему зло бывает обаятельным, а добро – бессильным, была начата Игорем Гамаюновым и Александром Мелиховым (статьи «Хочу быть Воландом» и «Преодоление страха», «ЛГ», № 4), продолжена Борисом Руденко и Ефимом Бершиным («В поисках героя» и «Заблудившийся дух», «ЛГ», № 9), вызвала на форуме «ЛГ» острую дискуссию. Сегодня мы продолжаем разговор. Адрес электронной почты для откликов gam@lgz.ru
Во все века зло воспринималось человечеством как глубочайшая аномалия и причина всех бед. Были трагические периоды, когда оно почти вытесняло добро
И тогда в цивилизации наступал регресс: Содом и Гоморра, столетние баталии, смутные времена, нашествия Тамерлана и Чингисхана, мировые войны. Эти трагедии несли людям вразумления о том, что бывает за умножение личного и общественного зла.
Замечено: всякое зло эгоистично и направлено на удовлетворение интересов злого человека за счёт других людей. Говоря о притягательности зла, хочется сразу подчеркнуть, что явление это есть не что иное, как крайне болезненное состояние души слабого человека.
Мы привыкли думать, что сила – атрибут зла, что зло сметает всё на своём пути и с бесповоротной жестокостью осуществляет поставленные перед собой цели. Однако злой произвол рано или поздно приводит человека к деградации и смерти – и в этом его онтологическая слабость и жалкость. Тот, кто поступает вопреки воле Божией, обрекает себя на гибель, ибо он, самовольно сея зло, горделиво топчет тленной своей стопой, обтянутой миллиметровой эпидермой, великий океан с его всесокрушающими цунамическими волнами. Имя океану – Бог.
Зло притягательно тем, что создаёт иллюзию продуктивности в достижении цели. Всадил нож в спину, «шмальнул» из-за угла из пистолета, подложил бомбу, «толкнул» наркотик – и, как говорится, быстро получил удовлетворение. Но зло, будучи греховной аномалией, тотчас выбивает человека из колеи жизни через нарушение им вековечных нравственных законов, которые, оказывается, так же непреложны, как и законы физические, как гравитация и притяжение.
Попирая их, мы создаём невидимые, но неумолимые дисбалансы, которые приготовят для нас ответные удары, схожие с таранным эффектом бумеранга. Захватил с помощью «чёрных рейдеров» предприятие, договорился с кем надо о юридическом оформлении присвоенной собственности – и на первый взгляд дело сделано. А потом вдруг случается что-то ужасное – либо с близкими, либо с самим тобой. Автокатастрофа, избиение на улице, отбитая на всю оставшуюся жизнь печень. И миллионы – уже не в радость. Кстати, подобные вещи происходят не потому, что Бог – жесток, нет. Все тяжкие последствия навлекает на себя своим произволом сам человек. Нарушая нравственный закон, он опускается на уровень зла и начинает жить в его пространстве, а там – всё криво, косо, подло, страшно и непредсказуемо. Но ты сам захотел этого, употребив для беззакония всю свою свободную волю. И поэтому виноват в последствиях только ты один.
Все, кто становится в своей жизни на позицию зла, остаются в конечном проигрыше. Слабость таковых состоит в том, что они добровольно поражают себя самой страшной формой безумия – неповиновением светлой воле Творца, который благословляет их только на делание добра. Сотвори благо! Добро – это плоды жертвенной любви человека к ближнему. Помощь несчастному, бедному, поддержка слабого, утешение скорбящего, защита чести девушки, готовность отдать последнюю рубашку, потесниться на приватизированном метраже, дабы прописать туда своего давнего приятеля, ставшего из-за злых обстоятельств бомжем, – да мало ли что ещё!.. Все эти акты добра совокупно лечат язвы общества и умножают взаимную людскую любовь и сострадание, сообщают нам подлинную силу к выживаемости и процветанию.
Трагедия современного человечества кроется в том, что эти добродетели в нём совсем не видны, между тем как зло укореняется. Торговля оружием ради денег и выгоды; позорное ростовщичество банков через так называемый ссудный процент; убийство священника только за то, что он посмел сделать замечание мужчинам, мочившимся в подъезде; подростковые бои без правил; лишение преподавателей воспитательной функции; презрительное отношение к старикам – вот только малая толика проявлений зла вокруг нас. И всё это – вопиющее свидетельство того, что общество по малодушию, греховности, нравственной слепоте (само себе закрывает, как Вий, глаза железными веками), а главное – по трусливому раболепству перед дьяволом безвольно плывёт по бушующему инфернальному потоку зла.
Итак, чтобы сотворить добро, нужна колоссальная нравственная сила. Не тестостерон губернатора Калифорнии, не кулак Валуева и не нога Ван Дамма, а наши духовное бесстрашие и сердечная любовь к ближним как к родным братьям. Подобная добродетель – удел мужественных людей, свойство поистине бесстрашного сердца. Все прекрасно знают, как трудно сделать добрый шаг и сколько сопротивления (в том числе и своего внутреннего), насмешек, неприязни и неприятностей, скорее всего, вызовет добрый поступок. Чем решительнее и серьёзнее он будет, тем сильнее окажется внешнее противодействие. Парадокс же здесь состоит в том, что доброго человека, как и творящего зло, внешне может постигнуть та же печальная участь – его могут распять, застрелить, избить, оклеветать, посадить и так далее. Внешне последствия и для злого и для доброго одинаковы. Но насколько разнится здесь их жизненный финал! Не инфернальная бездна, не вечная тьма для блуждающей неприкаянной души, а свет и любовь. И те, кто знает эту разницу, без сомнения, выбирают добро и устремляются в блаженную вечность.
Что есть наша земная жизнь? Искорка в ночи, падающая звезда, вспыхнувшая на мгновенье в поднебесье, дуновение ветра по листве, феномен бабочки-однодневки. Помню, моя бабушка, невысокая ростом, ходила на похороны поэта-трибуна Маяковского и потом рассказывала, как долго шла вдоль его гроба, такой он был громадный… К чему это я? Да всё к тому, что как ни шуми, ни стреляй, ни властвуй, сколь горделиво ни кричи дармоедному солнцу – «слазь! довольно шляться в пекло!», а конец один, и он неизбежен. Те, кто жил долго, в один голос говорят, что годы их пролетели как сон, стремительно и безвозвратно. Так зачем же умножать зло, находясь на краю бездны и тайны?
И тем не менее встать на сторону добра поможет лишь признание того, что есть жизнь вечная. Неверующий же человек никогда не поймёт до конца всю силу и великую перспективу добра – и слепо продолжит свою страстную жизнь в потёмках зла, колеблемый всеми ветрами, без точки опоры.
Код для вставки в блог или livejournal.com:
Зло – удел бессильных!Во все века зло воспринималось человечеством как глубочайшая аномалия и причина всех бед. Были трагические периоды, когда оно почти вытесняло добро. |
КОД ССЫЛКИ: |