Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Общество

Зло – удел бессильных!

01 января 2007

ПОЛЕМИКА «ОБАЯНИЕ ЗЛА? ИЛИ – БЕССИЛИЕ ДОБРА?»

Протоиерей Михаил ХОДАНОВ, главный редактор журнала «Шестое чувство», писатель

Полемика о том, почему зло бывает обаятельным, а добро – бессильным, была начата Игорем Гамаюновым и Александром Мелиховым (статьи «Хочу быть Воландом» и «Преодоление страха», «ЛГ», № 4), продолжена Борисом Руденко и Ефимом Бершиным («В поисках героя» и «Заблудившийся дух», «ЛГ», № 9), вызвала на форуме «ЛГ» острую дискуссию. Сегодня мы продолжаем разговор. Адрес электронной почты для откликов gam@lgz.ru

Во все века зло воспринималось человечеством как глубочайшая аномалия и причина всех бед. Были трагические периоды, когда оно почти вытесняло добро

И тогда в цивилизации наступал регресс: Содом и Гоморра, столетние баталии, смутные времена, нашествия Тамерлана и Чингисхана, мировые войны. Эти трагедии несли людям вразумления о том, что бывает за умножение личного и общественного зла.

Замечено: всякое зло эгоистично и направлено на удовлетворение интересов злого человека за счёт других людей. Говоря о притягательности зла, хочется сразу подчеркнуть, что явление это есть не что иное, как крайне болезненное состояние души слабого человека.

Мы привыкли думать, что сила – атрибут зла, что зло сметает всё на своём пути и с бесповоротной жестокостью осуществляет поставленные перед собой цели. Однако злой произвол рано или поздно приводит человека к деградации и смерти – и в этом его онтологическая слабость и жалкость. Тот, кто поступает вопреки воле Божией, обрекает себя на гибель, ибо он, самовольно сея зло, горделиво топчет тленной своей стопой, обтянутой миллиметровой эпидермой, великий океан с его всесокрушающими цунамическими волнами. Имя океану – Бог.

Зло притягательно тем, что создаёт иллюзию продуктивности в достижении цели. Всадил нож в спину, «шмальнул» из-за угла из пистолета, подложил бомбу, «толкнул» наркотик – и, как говорится, быстро получил удовлетворение. Но зло, будучи греховной аномалией, тотчас выбивает человека из колеи жизни через нарушение им вековечных нравственных законов, которые, оказывается, так же непреложны, как и законы физические, как гравитация и притяжение.

Попирая их, мы создаём невидимые, но неумолимые дисбалансы, которые приготовят для нас ответные удары, схожие с таранным эффектом бумеранга. Захватил с помощью «чёрных рейдеров» предприятие, договорился с кем надо о юридическом оформлении присвоенной собственности – и на первый взгляд дело сделано. А потом вдруг случается что-то ужасное – либо с близкими, либо с самим тобой. Автокатастрофа, избиение на улице, отбитая на всю оставшуюся жизнь печень. И миллионы – уже не в радость. Кстати, подобные вещи происходят не потому, что Бог – жесток, нет. Все тяжкие последствия навлекает на себя своим произволом сам человек. Нарушая нравственный закон, он опускается на уровень зла и начинает жить в его пространстве, а там – всё криво, косо, подло, страшно и непредсказуемо. Но ты сам захотел этого, употребив для беззакония всю свою свободную волю. И поэтому виноват в последствиях только ты один.

Все, кто становится в своей жизни на позицию зла, остаются в конечном проигрыше. Слабость таковых состоит в том, что они добровольно поражают себя самой страшной формой безумия – неповиновением светлой воле Творца, который благословляет их только на делание добра. Сотвори благо! Добро – это плоды жертвенной любви человека к ближнему. Помощь несчастному, бедному, поддержка слабого, утешение скорбящего, защита чести девушки, готовность отдать последнюю рубашку, потесниться на приватизированном метраже, дабы прописать туда своего давнего приятеля, ставшего из-за злых обстоятельств бомжем, – да мало ли что ещё!.. Все эти акты добра совокупно лечат язвы общества и умножают взаимную людскую любовь и сострадание, сообщают нам подлинную силу к выживаемости и процветанию.

Трагедия современного человечества кроется в том, что эти добродетели в нём совсем не видны, между тем как зло укореняется. Торговля оружием ради денег и выгоды; позорное ростовщичество банков через так называемый ссудный процент; убийство священника только за то, что он посмел сделать замечание мужчинам, мочившимся в подъезде; подростковые бои без правил; лишение преподавателей воспитательной функции; презрительное отношение к старикам – вот только малая толика проявлений зла вокруг нас. И всё это – вопиющее свидетельство того, что общество по малодушию, греховности, нравственной слепоте (само себе закрывает, как Вий, глаза железными веками), а главное – по трусливому раболепству перед дьяволом безвольно плывёт по бушующему инфернальному потоку зла.

Итак, чтобы сотворить добро, нужна колоссальная нравственная сила. Не тестостерон губернатора Калифорнии, не кулак Валуева и не нога Ван Дамма, а наши духовное бесстрашие и сердечная любовь к ближним как к родным братьям. Подобная добродетель – удел мужественных людей, свойство поистине бесстрашного сердца. Все прекрасно знают, как трудно сделать добрый шаг и сколько сопротивления (в том числе и своего внутреннего), насмешек, неприязни и неприятностей, скорее всего, вызовет добрый поступок. Чем решительнее и серьёзнее он будет, тем сильнее окажется внешнее противодействие. Парадокс же здесь состоит в том, что доброго человека, как и творящего зло, внешне может постигнуть та же печальная участь – его могут распять, застрелить, избить, оклеветать, посадить и так далее. Внешне последствия и для злого и для доброго одинаковы. Но насколько разнится здесь их жизненный финал! Не инфернальная бездна, не вечная тьма для блуждающей неприкаянной души, а свет и любовь. И те, кто знает эту разницу, без сомнения, выбирают добро и устремляются в блаженную вечность.

Что есть наша земная жизнь? Искорка в ночи, падающая звезда, вспыхнувшая на мгновенье в поднебесье, дуновение ветра по листве, феномен бабочки-однодневки. Помню, моя бабушка, невысокая ростом, ходила на похороны поэта-трибуна Маяковского и потом рассказывала, как долго шла вдоль его гроба, такой он был громадный… К чему это я? Да всё к тому, что как ни шуми, ни стреляй, ни властвуй, сколь горделиво ни кричи дармоедному солнцу – «слазь! довольно шляться в пекло!», а конец один, и он неизбежен. Те, кто жил долго, в один голос говорят, что годы их пролетели как сон, стремительно и безвозвратно. Так зачем же умножать зло, находясь на краю бездны и тайны?

И тем не менее встать на сторону добра поможет лишь признание того, что есть жизнь вечная. Неверующий же человек никогда не поймёт до конца всю силу и великую перспективу добра – и слепо продолжит свою страстную жизнь в потёмках зла, колеблемый всеми ветрами, без точки опоры.


Код для вставки в блог или livejournal.com:

Зло – удел бессильных!

Во все века зло воспринималось человечеством как глубочайшая аномалия и причина всех бед. Были трагические периоды, когда оно почти вытесняло добро.

2010-03-17 / Михаил ХОДАНОВ
открыть
КОД ССЫЛКИ:

Обсудить в группе Telegram

Михаил Ходанов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кровь для Победы

    08.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Утопленное оружие

    07.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS