Пока же читаю программку выступления студента четвёртого курса консерватории (класс народного артиста СССР М. Воскресенского) Николая Хозяинова. Судя по тексту, Хозяинов так велик и значителен, что непонятно, зачем он вообще посещает консерваторию. Возможно, просвещает «своего» профессора в редкие счастливые минуты общения. Вот пришёл к инструменту и сам знаменитый Хозяинов, оказался симпатичным молодым человеком в кудрях. Но это был не его вечер: бесцветно сыгранная «Колыбельная» Шопена, весьма небрежный Лист (Соната си минор и Мефисто-вальс ля мажор). Перечисление званий и наград в музыке не имеет никакого значения, так как каждое выступление – как бы в первый раз. Лучше бы написали в программке, что он любит животных. И в детстве в Благовещенске, откуда родом, гладил собаку. Это больше бы сообщало об исполнителе, чем не в меру помпезное представление в концертной программе.
За лето в Москве прибавилось концертных залов. Один из них в Брюсовом переулке – Музей-квартира дирижёра Николая Семёновича Голованова. Очень уютное помещение для камерных выступлений. Здесь первого сентября играл Виктор Рябчиков. Пианист особого дара к миниатюрным произведениям. Они у него великолепно обдуманны и всегда оставляют ощущение совершенства. И композиторского, и исполнительского. В этот раз пианист решил сопровождать каждое сочинение его историей и разными подробностями. Интересными. Поучительными. Но, как мне показалось, не к месту. Речи явно мешали музыке. Уж что-нибудь одно!
Из прозвучавших юбилейных концертов я бы отметил фортепианный вечер заслуженного деятеля искусств России профессора Московской консерватории Михаила Оленева. Один из любимых учеников народного артиста СССР Виктора Карповича Мержанова. Он всегда приходил на его концерты, предвкушая неожиданности и «хулиганство». Михаил Георгиевич не обманывал ожиданий: он любит сюрпризы, сам их пестует и вообще волен и самостоятелен в трактовках, чем, признаюсь, и интересен. В своё 65-летие играл Шопена и Листа. Проникновенно, тонко и без всяких экспериментов. Видимо, юбилей обязывал.
Фонд Ельцина и Алтайская краевая филармония провели в Барнауле Фестиваль фортепианной музыки, посвящённый Вере Августовне Лотар-Шевченко. Этот город приютил пианистку в трудные годы. Давно хотелось здесь побывать. Чистый, «подстриженный», какой-то очень располагающий к жизни. С большим цветовым вкусом покрашены старые здания, почти на каждом «ветеране» табличка – в какое время дом построен и кто из архитекторов его придумал. Вообще заметно уважение к памяти. Но Вера Августовна всегда выпадала из благополучных обстоятельств и таких же намерений. Поэтому акция с Алтайской государственной краевой филармонией была весьма гуманна и перспективна. Правда, всех несколько смущала мысль о том, что вряд ли мы соберём слушателей на четыре концерта серьёзной музыки подряд. Напрасно волновались – все концерты хорошо посещались, у музыкантов появились поклонники, которые приходили в зал филармонии каждый день. Играли лауреаты Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко разных лет. С симфоническим оркестром Алтайской краевой филармонии под управлением дирижёров Владимира Рылова и Вячеслава Прасолова. Приятно было слушать талантливых молодых пианистов, очень разных, что ещё привлекательнее. Филипп Копачевский блестяще играл Третий концерт Сергея Рахманинова. Мощно, пронзительно, весьма эмоционально. Концерт Грига для фортепиано с оркестром ярко, воодушевлённо исполнил Лев Терсков. Терсков учится сейчас в аспирантуре Новосибирской государственной консерватории им. Глинки у профессора Мери Симховны Лебензон. Мне кажется, это один из самых талантливых её учеников. Что у меня всегда и вызывает беспокойство. От талантливых только и жди непредсказуемых поступков. Терсков упрям и малоуправляем, но очень собран за инструментом и пока строг к себе. Вот кого не мешало бы позвать в зал Чайковского – думаю, слушатели не будут разочарованы, а Терсков поволнуется недельку, что ему на пользу.
В совместном концерте выступили Полина Кузнецова и Тимофей Казанцев. Сольную программу представил Филипп Копачевский, убеждая в который уже раз, что наиболее интересен сейчас среди молодых пианистов. Завершали фестиваль с оркестром Дмитрий Карпов, исполнивший Концерт № 3 Бетховена, и Михаил Турпанов с Первым концертом Чайковского. Оба замечательно играли, вызвали восхищение присутствующих. Заметно прогрессирует Михаил Турпанов – энергичен, ярок, с большим интересом к текстам и их тайнам. И с очень заметными успехами в их постижении.
Разосланы условия Пятого Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко. Он состоится летом 2014 года, с 25 июня по 8 июля в Екатеринбурге. Жюри возглавит известный пианист и педагог, профессор консерватории им. Эдварда Грига (Норвегия) Иржи Глинка. Так что на следующий фестиваль в Барнаул приедут другие, но, надеюсь, не менее способные музыканты.