САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Памяти друга и коллеги

13.11.2019
Памяти друга и коллеги 40 дней как ушел давний сотрудник «Литературной газеты», замечательный фотограф Евгений ФЕДОРОВСКИЙ.

Уникум

06.11.2019
Уникум Лев АННИНСКИЙ как явление.
О том, «каким он парнем был», вспоминает Александр НЕВЕРОВ.

Я помню его в слезах

03.11.2019
Я помню его в слезах Владимир БУШИН вспоминает Илью СЕЛЬВИНСКОГО и таинственные детали его биографии.

Позывной: Москвич (часть вторая)

15.11.2019
Позывной: Москвич (часть вторая) Продолжаем публиковать фрагменты записок русского добровольца – московского предпринимателя, отправившегося летом 2014 года на войну в Донбасс.

Во тьме грядущих новостей

09.11.2019
Во тьме грядущих новостей Стихи Нины ЯГОДИНЦЕВОЙ отличаются не только тщательной отделкой, но и пронзительной лиричностью.

Все равно продолжается жизнь

02.11.2019
Все равно продолжается жизнь Евгений СТЕПАНОВ не только поэт, но еще и редактор. А также издатель. И это не могло не отразиться в его стихах.

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...

«Вы здесь ходите по золоту…»

16.11.2019
«Вы здесь ходите по золоту…» Юрий МАРТЫНЕНКО о 70-летии писательской организации Забайкалья.

«Я – неоромантик!»

13.11.2019
«Я – неоромантик!» Концерты Государственного симфонического оркестра Татарстана под управлением Александра СЛАДКОВСКОГО – всегда праздник.

«Молчащее искусство» зазвучит через века

13.11.2019
«Молчащее искусство» зазвучит через века Худрук вокального ансамбля INTRADA Екатерина АНТОНЕНКО рассказывает об уникальности русской барочной музыки.
  1. Какие разделы Вас больше привлекают в «Литературной газете»?

Мигранты и демография

17.11.2019
Мигранты и демография Приезжие отнимают рабочие места у коренного населения, отмечает журналист и редактор Павел ПРЯНИКОВ.

Запад им поможет

11.11.2019
Запад им поможет О комичном «Форуме свободной России» в Литве высказывается Андрей ПЕСОЦКИЙ.

Профессор о профессоре

05.11.2019
Профессор о профессоре Иван ЕСАУЛОВ размышляет о природе русофобских высказываний Гасана ГУСЕЙНОВА.

В белой жилетке и жёлтых туфлях: воронежское прочтение Чехова

В белой жилетке и жёлтых туфлях: воронежское прочтение Чехова

Если бы Антону Павловичу кто-нибудь сказал, что он когда-нибудь, нарисованный, пройдётся по сцене Воронежского театра, герои его произведений будут представать перед зрителем под этническую музыку, компьютер будет проецировать зрителю карту поместья, описанного им, а под конец сего зрелища под гитары и барабан будет исполнена песня, написанная французами на русском языке, он бы в свойственной ему манере посмеялся и отметил богатую фантазию у своего собеседника.
Однако именно таким прочтением «Вишнёвого сада» открылся 215 сезон в старейшем театре Черноземья.
В старейшем театре города как обычно много народу. Начинать сезон с премьеры – верная традиция Кольцовского театра. На этот раз о предстоящей премьере обычному зрителю было известно немного: режиссёр-постановщик Владимир Петров, «Вишнёвый сад» Антона Чехова, комедия, два действия.
Именно поэтому почти каждый входивший в зал немного удивлялся при виде белого пластикового полотна, рассекавшего сцену и проходившего, преломляясь, сквозь балкон. Удивляла также и почти открытая сцена даже без привычного зрителю кабинета, да и мешки стояли подозрительно в ряд, на самом краю.
Никто из присутствующих даже и подумать не мог, что через считанные секунды в старинном зале погаснет свет, заиграет необычная этническая музыка, а по загоревшемуся ярким светом полотну пройдёт вприпрыжку оригинально нарисованный Чехов, следом за которым, сначала на полотне, а затем и на сцене появятся танцующие герои.
Нестандартное начало, доселе не виданное в академическом театре драмы, моментально разбило вдребезги любые ожидания и предположения зрителя по поводу предстоящего действа на сцене. И вот, когда уже, казалось, ожидать можно было чего угодно, знаменитые строки Чехова заиграли в довольно привычной симфонии.
Хорошо подобранный актёрский состав, как нельзя кстати впитавший в себя характер чеховских героев, акцентирует внимание зрителя на русской расточительности, искренней и непонятной другим любви и широте души. Раневскую, отдающую последний "золотой" начинаешь презирать за ее транжирство, подсознательно насмехаясь над её разорением, а её дочерей и брата, уставших бороться с нерадивой родственницей, так и хочется пожалеть. Расчётливого и здравомыслящего Лопахина начинаешь уважать, соглашаясь с каждым его решением, в то время как внутри рождается неприязнь и недоверие к грандиозным планам Гаева.
Воронеж_Вишневый сад_Валерий Драбов
Сергей Карпов, Анатолий Гладнев, Надежда Леонова, Елена Гладышева, Юрий Смышников, Магдалена Магдалинина, старая и верная гвардия театра, вжились в роль настолько, что все высмеиваемые Чеховым качества кажутся в них настолько естественными, что так и хочется верить в реальность происходящего на сцене.
Не подкачало и молодое поколение, сумевшее передать тревогу за будущее и искреннюю любовь в свойственных своему веку красках. Недавно влившаяся в коллектив Милена Хорошко берет своей неопытностью, робко держась при хозяевах и так чисто и ненаигранно страдая по Якову. А уже опытный Алексеандр Рубан прекрасно вживается в роль карьериста, готового ради денег и службы пренебречь ждущей с ним встречи матерью.
Петров верно улавливает основную мысль Чехова, делясь ею со зрителем: в его героях виден простой человек с пороками, болью и ошибками, видящий мир по-своему, в узких рамках и свойственных только ему ассоциациях.
Пикантности спектаклю придавало буквально все: и Шарлотта Ивановна, говорящая с героями на ломанном немецком, и её удивительный фокус с исчезновением бутылки, и увеличение в размерах шкафа при воспоминаниях Гаева. Режиссёр то и дело погружал зрителя в нужные ему эмоции: накаляя обстановку переживаниями Раневской, оплакивающей погибшего сына и умершую любовь, он тут же выводит на сцену слуг имения, вызывающих улыбку.
Непринуждённой и очень яркой кажется сцена полуночного общения слуг поместья: неспособный попасть в им же наигранные на гитаре ноты Епиходов, Дуняша, любующаяся своим неповторимым, отгоняющая от себя дым сигары, Яков, вальяжно курящий эту самую сигару, словно барин, и Шарлотта Ивановна, обнимающая плющевую собачку и рассуждающая философскими категориями. В таких, казалось бы, простых и весёлых сценах, как нельзя лучше формируется почерк режиссёра – внимание уделено каждой детали, каждому герою, доигрывающему свою судьбу от первой до последней ноты.
Нужную атмосферу задавала интересно подобранная музыка: Петров остановился на этнической мелодии в общих сценах, задающих тон дальнейшему сюжету, на лёгкой и непринуждённой польке, выступающей в диссонанс с настроением героев, танцующих и весёлых, но убитых внутри потерей сада, на резких и трагичных нотах, как нельзя лучше сопровождающих рубку деревьев.
Уместным оказались и минималистичные декорации. Большую часть спектакля основным реквизитом и мебелью выступали старые мешки с вишней, которые герои использовали и в качестве стульев, и ставили на них подносы, воображая перед собой барский стол, и перетаскивали их из стороны в сторону, словно ценный груз. А когда все они были распороты и оставлены на сцене как никому ненужное воспоминание, подставками и господскими диванами стали обычные чемоданы. Главной декорацией служила пластиковая стена: на большой белой площади проецировались то стены уютного дома с обоями и картинами, то карта поместья, то черные рубцы - свидетели вырубленных вишен. Была художником продумана и кулиса: дверь в стене, отворяемая таким образом, что перед зрителем там, в глубине сцены, появляются зеркальные изображения всех приходящих и уходящих героев. Стена вообще становится магическим местом - она, словно душа всей пьесы: когда герои счастливы, их поддерживает уютная бело-синяя стена с многочисленными картинами и веночками, когда же прошлое разрушено вдребезги, то тут, то там отрываются обои, падают рамки, оставляя за собой потемневшие от времени и меди следы.
Воронеж_Вишневый сад_Валерий Драбов
А кто бы мог подумать, что столь важные для героев мешки с сухой вишней будут порезаны, а их содержимое рассыпано по всей сцене? Неожиданным стал и конец, привычный с Фирсом, но пробирающий до мурашек: резкий, усиливающийся звук топора и чёрные, массивные его следы на белом экране, в ушах уже начинает свистеть, а ощущение сопричастности усиливаться, и, вот когда уже веришь, что сам находишься в умирающем вишнёвом саду, а звук нагнетает и заставляет почувствовать ужас, что переживает главная героиня, гаснет свет.
Всё заканчивается песней: один за другим герои выходят с гитарами, аккордеоном и барабаном, исполняя по-своему песню «Совы нежные». «У меня на душе стало веселее», - после этой строчки, пропетой последний раз, зал встаёт. У кого-то на глазах отчётливо видны слёзы, кто-то улыбается – нет только равнодушных, что несомненно подтверждает правильный выбор режиссёра.
Воронеж_Вишневый сад_Валерий Драбов
Театр на то и создан, чтобы обличать жизнь, не скрывая человеческих пороков, а как же приятно наблюдать за оживающей пьесой талантливого Чехова, особенно среди нескольких мешков и огромного белого полотна, время от времени становящегося то комнатой в старом доме, то картой местности, то дорогой, по которой ковыляет нарисованный писатель. Такое прочтение Чехова вряд ли увидишь в каждом городе, особенно с ироничной песней в финале.

Фото: Валерий Драбов
0  
Елена
25 Сен 2016 13:03:14
Были на премьере. Смвсл декораций так и не поняли: зачем надо было опускать их прямо до зрителя? Ведь это неудобно смотреть...
Однако сам спектакль порадовал. Очень понравился Карпов и Смышников, не знаю, какие они в жизни, но в этом спектакли они еще раз показали, насколько многогранны и талантливы.
Ждем новых премьер :)
Ссылка 0  
0  
Надежда
25 Сен 2016 13:34:03
О, Сергей Карпов. Помню его по Аресту. Как по мне, так это его лучшая роль была.
А никто не знает, почему в театре больше не появляется Антон Тимофеев? Он на гастролях или на сьемках?
Ссылка 0  
0  
Анжелика
25 Сен 2016 15:23:24
Надежда, Антон с весны ушел из театра.
Теперь он работает в театре "Неформат", где является художественным руководителем, а также работает в Визарде
Родитель Ссылка 0  
0  
Юлия П.
25 Сен 2016 16:01:54
Да-да, на прошлой недели они открывали сезон в Доме актёра и он там был. Жалко, конечно, что он ушел из Драмы, но здесь у него свой собственный проект, которым он живет и который приносит ему доход. А главное, он сам себе начальник
Родитель Ссылка 0  
0  
Елена
25 Сен 2016 16:06:29
Жалко. Очень жалко.
Родитель Ссылка 0  
0  
Анонимно
25 Сен 2016 14:08:50
Тут играет Юрий Смышников))) обязательно схожу! Стараюсь не пропускать ни один его спектакль. Он очень талантливый.
А он вообще женат? :oops:
Ссылка 0  
0  
Виктор
25 Сен 2016 14:54:19
Кольцовский когда-то был лучшим театром города. Затем его поглотила смута, вызванная реакцией на Петрова и его слабые постановки. Судя по рецензии автора, новое представление довольно-таки интересное, в связи с чем делаю вывод, что в ближейшее время посмотрю новый "Вишневый сад", хотя в памяти еще мелькают отрывки постановки десятилетней давности.
Ссылка 0  
0  
Наталья
25 Сен 2016 15:02:03
Была в Белгороде на их спектаклях. Мне очень понравилось. Интересная подача, хорошая актерская игра. Уверена, что "Вишневый сад" будет пользоваться у публики популярностью
Ссылка 0  
0  
Анжелика
25 Сен 2016 15:25:32
А мы вот как раз сидели слева и многое не видела из-за столь необычной декорации :( :( :(
Но это не помешало нам получить удовольствие от спектакля. Магдалена Магдалинина, Вы дял меня лучший пример актрисы в нашем городе!
Ссылка 0  
0  
Николай
25 Сен 2016 17:19:47
"Вишневый сад" всегда был драмой, а тут вдруг стал комедией - ничего себе незначительные новшества!
Ссылка 0  
0  
Санитар литературы
25 Сен 2016 20:29:03
Николай, а ничего, что "Вишнёвый сад" задумывался Чеховым как комедия, везде ставится как комедия и всеми воспринимается как комедия?
Родитель Ссылка 0  
0  
Николай
25 Сен 2016 23:02:38
Надо не воспринимать это как все, а делать свои собственные выводы. Так что если говорить о выводах, то при прочтении произведения как-то не сильно чувствуется там комедия. Исключительно трагедия и драма!
Родитель Ссылка 0  
0  
Михаил
25 Сен 2016 20:01:38
Я думаю, через спектакля 3-4 он станет обкатанней и ммотреться будет намного лучше.
Ссылка 0  
0  
Галина
25 Сен 2016 21:47:07
Меня спектакль выбесил из-за этой белой пластиковой "нечто". Неужели нельзя было ее сделать до конца сцены, а не до балкона!? Ужасно мешало смотреть.
Могу сказалать, что Карпов здесь снова проявил себя как талантливый актер, а вот Леоновой не хватило, она была живая, но что-то помешало доиграть до максимума.
Ссылка 0  
0  
Яна
25 Сен 2016 22:24:32
Вы так подробно описываете, что так и хочется сходить)))
Ссылка 0  
0  
Маргарита
26 Сен 2016 10:48:09
Нам было интересно :):):)
Ссылка 0  
0  
Некто
27 Сен 2016 01:41:30
Сегодня были на "Диком" "Театра равных", так вот, он интереснее в разы вашего этого "Сада". Уверен, что ты завтра прочитаем интереснейшую статью про него
Ссылка 0  
0  
Юля
27 Сен 2016 09:51:33
Не выйдет статьи.
Родитель Ссылка 0  
0  
Юля
27 Сен 2016 09:53:48
Мне спектакль понравился. Правда первое действие показалось несколько занудным, а вот второе оченб живое и убедительное. Это хороший уровень, правда, как мне кажется, можно было обойтись без этого компьютерного авангардизма
Ссылка 0  
0  
Николай
27 Сен 2016 10:13:48
Обычная постановка провинциального театра. Не плохо и не хорошо
Ссылка 0  
0  
Светлана
27 Сен 2016 16:06:31
Мы постоянно забываем об одном важном "но": в конце 90-х - начале 2000-х Зимний театр просто гремел. Он пользовался популярностью у людей всех возрастов. Почему? Да потому что, .что бывший его худрук, царствие ему небесное, сделал из этого театра настоящий бренд, классику. Нравы нового режиссера не раз заставляли усомниться в его профессионализме. А что, ставит, что хочет, московский взгляд на лицо, не чета нашей провинции, да и звание есть! Все при нем, только вот после "Ареста" ничего путного он не ставил, а перспективного Рака убирал в сторону.
Критик назвала этот спектакль качественным, верю, но он вышел исключительно на актерской игре, а эти компьютерные спецэффекты просто искажают классику. Чехов был бы явно против.
Ссылка 0  
0  
Николай
27 Сен 2016 19:58:21
То есть Вы хотите сказать, что спектакль этот не есть качественная работа режиссера, а лмшь частная заслуга актеров? Зачем тогда вообще нужен режиссер? Пусть ставят спектакли сами актеры)))
Это именно Петров задал им правила игры, а не они сами играли так качественно. Музыкант может быть самым талантливым, но без партитуры он слаб.
Родитель Ссылка 0  
0  
Нонна
28 Сен 2016 02:23:53
Мне было интересно смотреть. Понравилась Леонова. Уверена, что через год-полтора приду смотреть снова)
Ссылка 0  



Новости
17.11.2019

Генрих Боровик отметил юбилей

Президент России Владимир Путин поздравил журналиста-международника с 90-летием.
16.11.2019

Умер Валерий Дударев

Известный поэт и редактор ушел на 55-м году жизни.
16.11.2019

В память о певце Урала

В Сыктывкаре состоялось вручение премии имени Дмитрия Мамина-Сибиряка.
15.11.2019

Впервые за всю историю

Эдуард Бояков и Иван Купреянов представляют проект «Сезон стихов: Третья сцена МХАТ».
15.11.2019

«Наш свет – театр»

В Москве пройдет крупная выставка акварели и графика из собрания А.Г.Егорова.

Все новости

Книга недели
Самый объёмный за всю историю

Самый объёмный за всю историю

Вышел самый объёмный за всю историю выпуск «Дня поэзии»
Колумнисты ЛГ
Евстафьев Дмитрий

Чего хочет народ

Публикация результатов соцопроса Левада-Центра и Фонда Карнеги взбудоражила обще...

Крашенинникова Вероника

Фигура умолчания

Прошёл День народного единства. Празднику 15 лет, а народной любви и признания о...

Неменский Олег

Маша от Зеленского

Развод сил на пробных участках в Донбассе – это своего рода военный балет, никак...

Крашенинникова Вероника

Что видят, то и бредят

Если посредством сцены распространять нравствен­ный упадок, жестокость и насилие...

Макаров Анатолий

Ботинки и воронки

Наши телеведущие не смотрятся как нуждающие­ся.