САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Памяти друга и коллеги

13.11.2019
Памяти друга и коллеги 40 дней как ушел давний сотрудник «Литературной газеты», замечательный фотограф Евгений ФЕДОРОВСКИЙ.

Уникум

06.11.2019
Уникум Лев АННИНСКИЙ как явление.
О том, «каким он парнем был», вспоминает Александр НЕВЕРОВ.

Я помню его в слезах

03.11.2019
Я помню его в слезах Владимир БУШИН вспоминает Илью СЕЛЬВИНСКОГО и таинственные детали его биографии.

Позывной: Москвич (часть вторая)

15.11.2019
Позывной: Москвич (часть вторая) Продолжаем публиковать фрагменты записок русского добровольца – московского предпринимателя, отправившегося летом 2014 года на войну в Донбасс.

Во тьме грядущих новостей

09.11.2019
Во тьме грядущих новостей Стихи Нины ЯГОДИНЦЕВОЙ отличаются не только тщательной отделкой, но и пронзительной лиричностью.

Все равно продолжается жизнь

02.11.2019
Все равно продолжается жизнь Евгений СТЕПАНОВ не только поэт, но еще и редактор. А также издатель. И это не могло не отразиться в его стихах.

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...

Встреча российских и армянских ученых

18.11.2019
Встреча российских и армянских ученых В Москве отметили 150-летие Комитаса и Ованеса Туманяна.

«Вы здесь ходите по золоту…»

16.11.2019
«Вы здесь ходите по золоту…» Юрий МАРТЫНЕНКО о 70-летии писательской организации Забайкалья.

«Я – неоромантик!»

13.11.2019
«Я – неоромантик!» Концерты Государственного симфонического оркестра Татарстана под управлением Александра СЛАДКОВСКОГО – всегда праздник.
  1. Какие разделы Вас больше привлекают в «Литературной газете»?

Мигранты и демография

17.11.2019
Мигранты и демография Приезжие отнимают рабочие места у коренного населения, отмечает журналист и редактор Павел ПРЯНИКОВ.

Запад им поможет

11.11.2019
Запад им поможет О комичном «Форуме свободной России» в Литве высказывается Андрей ПЕСОЦКИЙ.

Профессор о профессоре

05.11.2019
Профессор о профессоре Иван ЕСАУЛОВ размышляет о природе русофобских высказываний Гасана ГУСЕЙНОВА.

ПРЕМЬЕРНАЯ МАРШАКОВСКАЯ ОСЕНЬ

ПРЕМЬЕРНАЯ МАРШАКОВСКАЯ ОСЕНЬ

29 октября в столице Черноземья открылся второй детский театральный фестиваль «Маршак». Увлекательное культурное событие, собравшее в одном городе разные по жанру театры в самом разгаре, однако в историю его уже войдут две премьеры, впечатлившие зрителя и оставившие после себя немало тем для рассуждения.

Детские мысли для взрослых
Привычным для всех, неким консервативным видением театра, остаётся игра на сцене профессионалов, выстроенных режиссёром в нужную композицию, кто-то обязательно вспомнит про декорации и роскошные костюмы – как же без них? – картинка останется незавершённой, неинтересной искушённому глазу. Однако мир меняется со стремительной скоростью и то, что ещё вчера казалось совершенно немыслимым, во времени настоящем занимает роль новаторства, экого нового неизведанного, вполне допустимого в искусстве и даже увлекательного для самых чопорных зрителей.
Вряд ли можно было себе представить ещё лет двадцать назад, что театральное искусство станет доступным для столь широких групп населения, а темы, поднимаемые в спектаклях, будут насущными и максимально личными.
Одним из открытий фестиваля стал спектакль «Белый лист» студии творческого развития Константина Хабенского. Двадцать четыре воронежских артиста представили на суд зрителя свои рассуждения о жизни, трудностях, с которыми сталкивают дети, их страхах и мечтах, оформленные сквозь призму белого листа. Белый лист артист то сравнивает с жизнью, то определяет его как тонкую преграду, то олицетворяет его с родным человеком. Философского в этом спектакле больше, чем достаточно: рассуждения о войне, мире, вере, боге, любви – всё это доносится до зрителя проникновенными монологами артистов, не скрывающих своего отношения к поднимаемой теме, более того, это отношение и есть изречённые ими мысли, понятные каждому взрослому. Девочка искренне рассказывает о своей любви к отцу, которого она не видела с рождения, и сожалеет о встрече с ним, принёсшей ей лишь разочарования. Другая вспоминает войну и боль от страха потерять маму, а третья признаётся себе в любви к брату, которого, как то бывает всегда, ревнует к своим родителям. Таких историй за весь спектакль рассказано с десяток – каждая трогает до глубины души, поражает понимаем сложных даже для взрослого вещей.
Трогательные истории, ставшие основой спектакля, по откровению режиссёра, народного артиста РФ Александра Новикова, были написаны самими актёрами. Разумеется, правки, сделанные взрослой рукой, чувствуются за версту, однако ни одна из поднятых в постановке тем не выходит за рамки детского восприятия жизни.
Сложные монологи, пронизывающие до глубины души, сочетаются с хореографическими элементами, следующими за каждым откровением артиста. Хореография юных актёров впечатляет, она поставлена на высоком уровне и явно потеснит многие профессиональные номера, не лишённые акробатических элементов. В танце то и дело мелькают скомканные листы бумаги, оторванные клочки, гигантские листы, ровные, разбрасываемые по сцене – белый лист всегда присутствует в истории.
Белый Лист. Андрей Парфёнов
От складного спектакля не отвлекает ничего лишнего: чёрный кабинет, чёрные костюмы с белыми рубашками – режиссёр выстрелил актёрской игрой и попал в мишень. Остаются почти незамеченными проблемы с дикцией у отдельных персонажей, отсутствие время от времени понимания языка жестов, текст песен, явно не сочетаемых с детским творчеством – всё это размывается на фоне общей картины, застающей зрителя врасплох: а что для тебя есть белый лист?
«Белый лист – это ничто, то, чего не было, нет и не будет», - последняя фраза спектакля. На ней начинает играть лёгкая музыка, а зритель с задних рядов кричать «браво», на ней заканчивается спектакль, намеренно оставляя в мыслях каждого зрителя вопрос, какими же красками рисуется его собственный белый лист.
Белый Лист. Андрей Парфёнов
Проникновенный спектакль, убеждающий, что далеко ещё не все темы понятны и раскрыты человеческому уму, разумеется, является одной из лучших работ воронежской студии Хабенского. Однако произведение вызывает противоречивые чувства: дети играют, играют хорошо, но только взрослый зритель полностью осознаёт боль и чувства героев, ребёнок же, сидящий рядом с родителями или учителем, смотрит на спектакль с неким равнодушием, оживает на танцах и снова утихает на монологах – но ведь он и задумывался для взрослых…

Чудо из ниоткуда
Премьеры бывают не только в рамках фестиваля. Премьера в сложном театральном процессе может быть и не одна: новая страна, открывающая для себя спектакль впервые, тоже рассматривается для спектакля как очередной премьерный проказ.
Именно таким дебютом в России стала увлекательная история Театра фигур Анне-Катрин Клатт «Соло с носом».
Пока на малой сцене Камерного театра не погас свет, зрители смогли разглядеть лишь серый ковролин с небольшим возвышением в глубине сцены, чёрный задник за ним и висящее нечто, что-то среднее между люстрой и манекеном. И дети, и родители, заранее не полиставшие материал о театре, ждали появления кукол, возможно с человеческий рост, а может, и маленьких, но необычных. И каково же было удивление малышей, не говоря уже об их родителях, когда в кромешной темноте заиграла необычная музыка, своими нотами напоминавшая композиции из фильмов про инопланетян.
И вот под увлекающие зрителя звуки на сцене появляется одеяло. Живое. Оно начинает двигаться, общаться со зрителем без слов, без соприкосновения взглядом, лишь своими нелепыми движениями, вызывающими то умиление, то искренний смех, то удивление. Из смешного и забавного одеяла вырастают ноги, затем руки, затем одеяло падает, а перед зрителями появляется жёлтое безликое существо, гоняющееся за цветком и ищущее шарик. Уже к середине спектакля нечто превращается в симпатичную девочку без лица: глаза и рот клеятся под смех помогающих ей детей. Далее увлекательные поиски носа и борьба с собственным бессилием перед природой.
Солос с носом. Андрей Парфёнов.jpg
В истории нетривиальный сюжет: превращение из комического бесформенного «нечто» в целого человека, но это тот самый случай, когда режиссёр не мудрит со сценарием, зная, что его задача увлечь, поразить и порадовать ребёнка. Каждое движение актёра, лишённого зрительного контакта с сидящему в зале, передаёт его чувства и эмоции куда как точнее тысячи слов: он боится упасть – ребёнок волнуется, он не может поднять одеяло – дети начинают хохотать, он не может найти нос – сквозь смех детки подсказывают «нечто», где он прячется. Грусть, радость, счастье, переживания передаются музыкой и движениями – это так тяжело впечатлить, скрывая глаза и издавая лишь редкие непонятные звуки.
Солос с носом. Андрей Парфёнов.jpg
Режиссёр чувствует тонкую грань между чрезмерными действиями и длительной сценой, именно поэтому долгие баталии с одеялом концентрируют внимание зрителя, а затянувшийся поиск носа вызывает у него смех. Задача артиста детского театра предельно проста: ненавязчиво научить ребёнка хорошему и сделать всё, чтобы в зале раздавался детский смех. Идея спектакля не имеет глубоко контекста: надо радоваться тому, что имеешь, и находить счастье в простых вещах – быть может, при гаснущем снова свете, маленький зритель не уловил этого, но со временем, вспоминая столь необычную постановку и слушая родителей, он вспомнит, чему его научило доброе и весёлое «нечто».
И каково же удивление зрителя, когда на поклон в костюме «нечто» выходит не пластичный и прыткий мужчина, а хрупкая миниатюрная женщина, открывшая маленькое чудо детям.
У этой истории необычное начало и неожиданный конец, главный герой его – забавное чудо, восхищающее публику своими неуклюжими движениями и вздохами. Руками режиссёра Михаэля Мьенсопуста и кукольницы Анны-Катрин Клатт создано настоящее чудо: за сорок минут из ничего ими вырисовывается настоящая жизнь.


Фото: Андрей Парфёнов
0  
Рита
3 Ноя 2016 00:50:43
Моему сыну 3 годика. С ним мы прошли уже пол-Маршака, но понравился ему только "ССоло с носом". Это очень добрая сказка, интересная как взрослым, так и детям. Побольше бы таких увлекательных спектаклей именно для детей в детский театральный фестиваль!
Ссылка 0  
0  
Рита
3 Ноя 2016 00:51:39
"Соло с носом" - опечатка :)
Родитель Ссылка 0  
0  
Зритель
3 Ноя 2016 01:31:26
"Белый лист" — пустая трата денег
Ссылка 0  
0  
Валентина
3 Ноя 2016 10:20:29
В этом году в Маршаке мне не нравится, что очень многие спектакли исключительно для взрослых. "Белый лист", "Ель.Андерсен", "Пингвины", "Стойкий Оловянный солдатик". Дети такое еще не понимают. Смеются бог знает над чем и всё, дальше ничего нет. А как же учить сокровенному?
Соло с носом было мнтересным, но опять же, где смысл? Дети радовались, разговаривали с ним, но ведь спектакль ничего после себя не оставил. Внук теперь играет так же с одеялом, а гдк мораль, где обучение нравственности?
Ссылка 0  
0  
Зритель2
3 Ноя 2016 10:26:51
Кто бы что бы не говорил, но в нашем городе действительно мало спектаклей для детей. Кукольный и ТЮЗ ставят регулярно, остальные вспоминают лишь под Новый год. Не буду критиковать воронежскиц ТЮЗ и говорить о консервативном подходе кукольников, замечу лишь, что "Соло с носом", впрочем, как и многие другие спектакли фестиваля, дети смотрели разинув рты.
Если мы, родители, наблюдали за одеялом как за тряпкой, где скрывается актер, то наши чада внимательно следили за каждым его движением и постоянно спрашивали нас, а что же будет дальше и не больно ли ему постоянно падать.
Немцы молодцы! Рада, что послушала мужа и купила билет на этот спектакль. Дочка до сих пор вспоминает этого героя
Ссылка 0  
0  
Евгения
3 Ноя 2016 11:09:44
Мне "Белый лист" понравился. Есть, над чем подумать
Ссылка 0  
0  
Воронежский зритель
3 Ноя 2016 11:45:45
Нам понравился "Соло с носом". Неожиданный спектакль, необычная постановка. Я б еще раз сходил, не говоря про сына
Ссылка 0  
0  
Денис
3 Ноя 2016 12:44:20
Я так и не понял: Соло с носом актёры дети?
Ссылка 0  
0  
Радмила
3 Ноя 2016 16:38:31
Нет, взрослая женщина, одетая в необычные костюмы
Родитель Ссылка 0  
0  
Некто Казанский
3 Ноя 2016 13:12:47
Ничего себе в Воронеже мероприятия пошли!
Ещё гудт знаменитая фраза "не догонишь", а уже культура, да ещё и в таких знаковых фестивалях.
Молодцы!
Ссылка 0  
0  
Лариса
3 Ноя 2016 13:48:08
О, а мы купили последние билеты на Безрукова. Жалко, что "Соло с носом" не успели прикупить(((
Отличный фестиваль! Молодцы организаторы!
Ссылка 0  
0  
Зритель
3 Ноя 2016 16:13:30
"Белый лист" был интересен только для участников студии и их родителей. Гордеева, сидевшая за моей спиной смотрела с неособым интересом
Ссылка 0  
0  
Анна
3 Ноя 2016 21:21:55
Мне очень-очень понравился белый лист! Проникновенный спектакль. Новиков молодец! Оченб трогательно и действительно так по-взрослому!
Ссылка 0  
0  
Безымянный
3 Ноя 2016 21:33:27
Второй год подряд я вожу ребёнка на спектакли "Маршака". Второй год подряд попадаю по нелепой случайности на спектакли студии Хабенского. Не могу сказать ничего плохого, НО, не могу до сих пор понять, для какой же аудитории ставят спектакли наши драгоценные хабенковцы вместе с главным их Новиковым. Это не спектакли для детей, это непонятная смесь танцев, монологов и непонятных действий. Сюжета нет, смысла нет, есть только "уникальный режиссёрский подход", который мы, примитивные воронежцы, коих в городе более девятноста процентов, да и наши дети вряд ли поймем такое высокое искусство!
Ссылка 0  
0  
Людмила
3 Ноя 2016 22:56:51
"Соло с носом" действительно лично мне было непонятно, а вот внук смотрел внимательно, ему очень понравилось
Ссылка 0  
0  
Константин
5 Ноя 2016 00:24:42
"Соло с носом" – это шедевр!!!
Ссылка 0  
0  
Светлана
5 Ноя 2016 20:34:13
Осень душевный спектакль, правда))
Ссылка 0  
0  
Зритель4
6 Ноя 2016 13:08:37
Однако оба не очень детские...
Ссылка 0  



Новости
18.11.2019

В Петербурге продадут квартиру Пушкина

Именно в ней Александр Сергеевич написал «Капитанскую дочку».
18.11.2019

Орлуша финансирует АТО

Российский поэт признался в том, что перечисляет деньги украинской армии.
17.11.2019

Генрих Боровик отметил юбилей

Президент России Владимир Путин поздравил журналиста-международника с 90-летием.
16.11.2019

Умер Валерий Дударев

Известный поэт и редактор ушел на 55-м году жизни.
16.11.2019

В память о певце Урала

В Сыктывкаре состоялось вручение премии имени Дмитрия Мамина-Сибиряка.

Все новости

Книга недели
Самый объёмный за всю историю

Самый объёмный за всю историю

Вышел самый объёмный за всю историю выпуск «Дня поэзии»
Колумнисты ЛГ
Евстафьев Дмитрий

Чего хочет народ

Публикация результатов соцопроса Левада-Центра и Фонда Карнеги взбудоражила обще...

Крашенинникова Вероника

Фигура умолчания

Прошёл День народного единства. Празднику 15 лет, а народной любви и признания о...

Неменский Олег

Маша от Зеленского

Развод сил на пробных участках в Донбассе – это своего рода военный балет, никак...

Крашенинникова Вероника

Что видят, то и бредят

Если посредством сцены распространять нравствен­ный упадок, жестокость и насилие...

Макаров Анатолий

Ботинки и воронки

Наши телеведущие не смотрятся как нуждающие­ся.