САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

«Кто хоть раз в жизни поймал ерша…»

25.02.2020
«Кто хоть раз в жизни поймал ерша…» О том, что значила рыбалка в жизни Антона ЧЕХОВА, рассказывает Иван ВАСИЛЬЦОВ.
К 160-летию классика.

«Сказка – ложь, да в ней намек…»

19.02.2020
«Сказка – ложь, да в ней намек…»	К 205-летию П.П.ЕРШОВА, создателя всеми любимого «Конька-Горбунка».
Размышления Ореста НИЦМАНА.

Сиротство и сыновство. Поражение и Победа

13.02.2020
Сиротство и сыновство. Поражение и Победа О влиянии войны на творчество Юрия КУЗНЕЦОВА рассуждает Елена ТРЕТЬЯКОВА.

«Рукой подать до моря...»

23.02.2020
«Рукой подать до моря...» Поэты Грузии снова в гостях у «ЛГ». Публикуем стихи участников молодежного лито «Молот О.К.» и «Ассоциации литераторов – АБГ».

Над разоренной голубятней

16.02.2020
Над разоренной голубятней В стихи Павла ШАРОВА нужно не только вчитываться, но и вслушиваться.

Прогулки с Бродским

07.02.2020
Прогулки с Бродским «Литературная газета» публикует фрагменты из новой книги поэта и прозаика Вадима МЕСЯЦА «Дядя Джо. Роман с Бродским».

Максим Замшев. Буквоед. 18 февраля 2020 года

Смотреть все...

Гений русского футуризма

24.02.2020
Гений русского футуризма О незаурядном пензенском художнике Аристархе ЛЕНТУЛОВЕ.
Изыскания Антона ХРУЛЕВА.

Чехов в мюнхенском МИРе

21.02.2020
Чехов в мюнхенском МИРе Как в Германии отмечают 160-летний юбилей великого русского писателя.

Беззакатное солнце «Гостиной»

17.02.2020
Беззакатное солнце «Гостиной» О литературно-художественном журнале (салоне) Веры ЗУБАРЕВОЙ рассказывает Марина КУДИМОВА.
  1. Устраивают ли вас российские литературные премии?

У Шнура большой политический потенциал

22.02.2020
У Шнура большой политический потенциал В этом убежден известный российский политолог Валерий СОЛОВЕЙ.

Навязчивый новояз

16.02.2020
Навязчивый новояз Илью ВЕРШИНИНА раздражают галлицизмы и англицизмы даже в небольших количествах.

О травле журналистов в Латвии

10.02.2020
О травле журналистов в Латвии Русский ПЕН-Центр выступает за прекращение гонений на журналистов.

Воронеж - Сообщения с тегом "театр опервы и балета"

Лицо, залитое краской смерти - "Дон Жуан" в столице Черноземья

Что будет, если сплести воедино классическую оперу, режиссера драматического театра и компьютерную графику? Воронежский Театр оперы и балета на собственном примере доказал, что результатом станет новый шедевр классики, без нововведений, перечеркивающих исконность, и без невписывающихся в красоту простоты вычурностей современности. Долгожданная премьера «Дон Жуана» состоялась в Воронеже 17 сентября, открыв собой 56-й театральный сезон.
Премьера «Дон Жуана» по праву была премьерой дебютной: впервые в этом веке с актёрами занимался репетитор по итальянскому, впервые в опере использовали компьютерную графику, впервые сцены боя ставили с каскадёром, впервые на сцене настоящее оружие.
Знаменитые ноты Моцарта оживали вместе с образами главных героев, проецирующихся на стены не то замка, не то города. Композиция оживших эмоциональных портретов помогла погрузить обсуждавшего некоторое мгновение назад насущное зрителя в нужную обстановку, лишённую бытийности и приближенную к временам великого маэстро.
Зал замер окончательно при появлении Лепорелло. Ещё тогда, среди занавеса и игры света, стало понятно, что помимо глубоких голосов и красочных костюмов присутствующих ждёт что-то большее, чем просто опера.
Для большего понимания происходящего над сценой, на верхнем чёрном портале, транслировались титры на русском языке, позволявшие не просто насладиться красивыми и глубокими голосами артистов, но и уловить не менее тонкий и интересный сюжет, не отвлекаясь от происходящего в программку.
Однако титров и музыки было бы недостаточно, чтобы вызвать фурор у избирательной воронежской публики: основной акцент в "Дон Жуане" его режиссёр-постановщик Михаил Бычков безошибочно сделал на актёрской игре. Каждая сцена, каждая мизансцена, каждое движение актёра было наполнено жизнью, в нём не просто присутствовали эмоции, они лились, покоряя внимательного зрителя. Отныне артисты не просто талантливо обыгрывают свои роли на сцене, исполняя свою партию, они играют настолько убедительно, что подсознательно начинаешь верить в реальность происходящего в нескольких метров от тебя. Даже массовые сцены пира и поиска Дона Жуана были убедительны: каждый герой, лишенный имени и слов, не был лишен главного – своего неповторимого образа. Весь спектакль вообще строился принципиально на образах, в которые влюблялись, которым сопереживали, которых мысленно поддерживали или же высмеивали.
b4506e28b530fc91c5737871c9bbf5c6.jpg
Зритель искренне расстраивался, когда на его глазах рыдала красавица-Элевира и хохотал каждый раз, когда она же рушила своей ревностью коварные планы мужа. Зал вообще живо реагировал на каждое событие, чувствуя себя сопричастным к происходящиму на сцене.
Безошибочной оказалась и работа с каждым отдельным артистом: в Дон Жуана, умело ублажающего одну за другой дам, грех не влюбиться даже тем, кто любуется им с бельэтажа, в то время как Лепорелло вызывает лишь улыбку и редкое сочувствие. Каждый герой, будь то главный персонаж, или же слуга на заднем плане, предстаёт перед зрителем в полном образе, со своей историей, мыслями и чувствами. Каждому действию их зритель верит, будь то убийство Командора или же простой поцелуй. Работа драматического режиссёра явно пошла труппе на пользу - раньше в воронежской опере такого не было.
328a9483616801e1aa9ce3338948dc66.jpg
Интересной и полностью оправданной оказалась и задумка художника, решившегося на минимализм. Серый, бежевый и черный - цвета, на которых построен "Дон Жуан". Серые каменные колонны, легко превращающиеся то в огромный дворец с колоннадой, то в дом почётных Донов, то в мрачное кладбище, то в просторную террасу, коричневые и бежевые одеяния артистов, чёрные фонари, тёмные кубки и стальные шпаги – всё, что только попадает на сцену, подпадает под ноты заданной композиции цветов. Симфонию "обыденных" оттенков расстраивает красный. А красного здесь много, особенно в предпоследней сцене, кончине Дон Жуана. Красный, согласно задумке художника, выступает цветом порока: красными лентами коварный обольститель завязывает глаза своим жертвам, притягивает ими легкомысленную Церлину, раздаёт их почётным Донам. Именно в красном одеянии на красной скатерти Дон Жуан отправляется в ад, и именно в такой цветовой композиции освещается вся сцена, создавая ощущение пламени, пожирающего бессердечного любовника.
В постановочной композиции нет ничего лишнего – каждая колонна, каждая лента, каждое ружьё играет исключительно свою роль, не появляясь на сцене просто так, ради красоты и полноты действия. Простота деталей позволяет сконцентрироваться на основном – опере.
b6b6aced4ea434876feee67ffb886f19.jpg

Особую выразительность разворачивающимся на сцене действиям придавала музыка. Знакомые всем ноты оживали по-своему, ярко и трогательно. Для воронежского оркестра спектакль также стал неким дебютом: дирижёром-постановщиком «Дон Жуана» стал художественный руководитель ТОБа Андрей Огиевский. Дирижёр и оркестр чувствовали друг друга с первой ноты до последней, безмолвный диалог музыкантов наполнял театральный зал жизнью, музыка, царившая в театре, сливалась с голосами, интригующим действием на сцене и светом, порождая всё больший интерес у публики.
Заявленные постановщиками три с лишним часа пролетают на одном дыхании – куда как дольше тянется время, отведённое на антракт, в которое зритель старается поделиться своими впечатлениями. Стоит заметить, что «Дон Жуан» собрал разную публику: и опытных критиков, и привередливого зрителя, видевшего на своём веку больше, чем всё, и неопытную молодёжь, взволнованную, заинтригованную происходящим на сцене.
Увиденное действительно не оставило никого равнодушным: самое ценное для актёра и режиссёра «браво» кричали как с партера, так и с балкона, а аплодисменты не отпускали счастливый, но уставший коллектив ещё долго, чествуя каждого, кто так или иначе был причастен к созданию этого шедевра.
"Дон Жуан" - композиция шикарных голосов и блистательной актерской игры. Актеры получали удовольствие от своего сакрального дела и доставляли это удовольствие зрителю. Это так приятно знать, что ты понравился публике…

Фото: Александр Самородов



Новости
25.02.2020

В Пензе отметят 200-летие русской Антарктиды

Главред «Литературки» примет участие в конференции, посвященной открытию Антарктиды русскими мореплавателями.
25.02.2020

Илон Маск – поклонник Айзека Азимова

Известный американский изобретатель и предприниматель назвал книги, которые его вдохновляют.
24.02.2020

Грибоедова вспомнят в «Библио-Глобусе»

225-летию со дня рождения классика посвятят вечер в книжном.
24.02.2020

Олег Хлебников в МДК Арбат

На Новом Арбате состоится творческий вечер поэта.
23.02.2020

Захар Прилепин против Юрия Хоя

Писатель выступил против установки в Воронеже памятника покойной рок-звезде.

Все новости

Книга недели
В лучах рабочей лампы

В лучах рабочей лампы

Эта книга впервые объединила под одной обложкой все поэтические переводы Марины Цветаевой
Колумнисты ЛГ
Сазанович Елена

Неотверженный

Он прожил 83 года. Немало! Из них – почти 70 лет писал.

Евстафьев Дмитрий

По закону или по понятиям?

Удивительная история случилась с поправками в Конституцию.

Болдырев Юрий

На вид всё красиво

Любите ли конфеты с гвоздями?

Крашенинникова Вероника

Не отдать «карликам»

В политике есть события, которые срывают маски и расставляют всё по местам.

Сазанович Елена

Горе уму

15 января Александру Сергеевичу Грибоедову – ни много ни мало – 225 лет стукнуло...