В Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское», в «Тригорском» — мемориальной усадьбе друзей и соседей ссыльного поэта для посетителей открыта уникальная выставка иллюстраций к драме «Борис Годунов».
«Это событие, — рассказали в музее, — открывает череду проектов, приуроченных к 200-летия создания трагедии, которую поэт вначале предполагал назвать по образу и подобию древней повести или летописи: “Комедия о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве писал раб божий Александр сын Сергеев Пушкин в лето 7333, на городище Ворониче“. Упоминая Воронич, автор отмечает ту огромную роль, которую сыграли эти места на псковской земле не только во время его работы над “Борисом Годуновым“, но и во всём творчестве Александра Сергеевича».
В музее напомнили, что историческую пьесу, которую Пушкин написал именно здесь, в Михайловском, будучи сосланным в родовое имение под Псковом, многие и многие исследователи мировой литературы прямо сопоставляют с шекспировскими историческими хрониками. Связи своего «Годунова» с Шекспиром не отрицал и сам Пушкин. «Изучение Шекспира, Карамзина и старых наших летописей дало мне мысль облечь в драматические формы одну из самых драматических эпох новейшей истории. Не смущаемый никаким иным влиянием, Шекспиру я подражал в его вольном и широком изображении характеров, в небрежном и простом составлении планов, Карамзину следовал я в светлом развитии происшествий, в летописях старался угадать образ мыслей и язык тогдашних времён. Источники богатые! Умел ли ими воспользоваться — не знаю, — по крайней мере труды мои были ревностны и добросовестны» — читаем в пушкинских набросках предисловия к «Борису Годунову».
Экспозиция, размещённая в классной комнате мемориального господского дома Осиповых и Вульфов — соседей и приятелей ссыльного Пушкина, чрезвычайно интересна. Она включает в себя 30 произведений оригинальной и печатной графики от второй половины пушкинского XIX столетия до наших дней. Здесь есть работы таких признанных мастеров изобразительного искусства как Владимир Фаворский, Игорь Ершов, Пётр Оссовский, Николай Предеин, проч., проч. Наиболее ранние из представленных на выставке листов — литография художника-передвижника Клавдия Лебедева «Смерть Бориса Годунова» из альбома «Памяти Пушкина» 1880 года и датированная 1893 годом ксилография «Григорий Отрепьев читает царский указ в корчме», выполненная одним из лучших российских гравёров XIX столетия Михаилом Рашевским по оригиналу Александра Земцова, выпускника Академии художеств. Последние по времени работы — серия портретов и сцен из драмы, выполненная нашим современником, выдающимся графиком и скульптором Николаем Предеиным (2017 год). Венчает выставку бронзовый скульптурный портрет Пушкина, также работы Николая Предеина (2023).
Планируется, что уникальная выставка иллюстраций к «Борису Годунову», будет работать в Тригорском до 18 апреля текущего года.
В Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское» напомнили и о другой выставке к 200-летию «Бориса Годунова», которую пушкиногорские специалисты готовят совместно с Российским национальным музеем музыки (Москва). Центром внимания разработчиков проекта станут постановки «Бориса…» в драматическом и музыкальном театре. «Посетители Пушкинского Заповедника увидят эскизы декораций, подлинные костюмы, редкие фотографии, документы; большой раздел экспозиции будет посвящён М.П. Мусоргскому, чья опера «Борис Годунов» является одной из самых исполняемых русских опер в репертуаре отечественных и зарубежных музыкальных театров», — пояснили в «Михайловском».
Лидия ТОКАРЕВА