В залах графики Третьяковской галереи открылась новая выставка-исследование, посвященная 160-летию со дня рождения Елизаветы Кругликовой (1865–1941) — выдающейся художницы, графика, новатора и педагога.
Представлено более 200 произведений не только самой художницы, но и работы ее друзей, коллег и учеников, среди которых Максимилиан Волошин, Анна Голубкина, Матвей Добров, Иван Ефимов, Надежда Симонович-Ефимова, Мстислав Добужинский, Георгий Верейский, Михаил Нестеров и другие яркие представители русского искусства первой половины XX века.
Кураторы выставки хотели дать зрителю возможность проследить различные пути взаимодействия художников, что позволяет погрузиться в ту культурную среду, которую Кругликова формировала вокруг себя. В Париже ее офортная мастерская была центром притяжения русских художников, приезжавших учиться искусству гравирования. Гравюра особый вид искусства со своим языком, и Елизавета Кругликова владела самыми разнообразными приемами. Одним из ее увлечений стала забытая техника монотипии. Так же она прославилась работами в технике силуэта, создав за три десятилетия обширную галерею портретов современников — литераторов, художников и общественных деятелей. Ее усилиями старинное искусство силуэта не только вновь обрело популярность, но и получило импульс для дальнейшего развития.
Вернувшись на родину, Кругликова с 1920-х годов возглавила ленинградскую школу офорта, преподавая его в Высшем институте фотографии и фототехники, во Вхутемасе, в Экспериментальной мастерской Ленинградского отделения Союза советских художников. Ее помощью пользовались как признанные мастера графики, так и начинающие художники. Она принимает активное участие в возрождении театра марионеток, и на выставке можно увидеть интересный экспонат из кукольного театра.
Выставка работает до 19 октября.