Ежегодно в мае Севастополь принимает участников и гостей масштабного международного кинофорума «Победили вместе». С тех самых пор, когда пятнадцать лет назад по инициативе Героев Советского Союза кинофестиваль получил свое название в память об общей победе стран-участниц во Второй мировой войне. В этом году XV Севастопольский Международный фестиваль документального кино и телевизионных программ «Победили вместе» отметил свой юбилей, который был приурочен к 75-летию освобождения Севастополя от немецко-фашистских захватчиков. В морскую столицу России съехались около 200 кинематографистов из разных стран.
В письменном обращении к фестивалю от имени Федерального собрания РФ и от себя лично председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко пожелала его участниками и гостям «успехов в укреплении духовной силы и единства», а министр иностранных дел РФ Сергей Лавров – «незабываемых впечатлений». Статусных приветственных писем и пожеланий было так много, что почетному президенту фестиваля, лауреату Госпремий СССР и премии «Оскар» актеру и кинорежиссёру Владимиру Меньшову оставалось только к ним присоединиться и уйти с головой в просмотры, ведь ему предстояло наградить именным призом самый лучший, на его взгляд, документальный или телевизионный фильм, что оказалось делом непростым. Непросто было и отборочному жюри: на этапе подготовки к фестивалю из более 500 заявленных фильмов надо было отобрать лучшие.
В результате в шорт-лист конкурса были включены 88 киноработ, объединенных темами подвига, победы и преодоления, пронизывающими разные временные пласты и современность. В них отразились не только проблемы войны и мира, но и социальные, экологические, культурные, исторические, личностные и духовные вопросы, пронзительно, а иногда сокровенно звучащие в многожанровой фестивальной киносимфонии. Ее исполнителями стали документалисты из 35 зарубежных стран и 36 регионов России, получившие уникальную возможность творческого общения на киноплощадках, в мастер-классах, на круглых столах и ежедневных пресс-конференциях. Традиции и новаторский взгляд, мастерство и талантливая молодость, философская глубина и репортажность, – все это щедро выплескивалось с экранов в залы, чтобы, проникнув в сознание зрителей, запечатлеться в нем ожившей историей, обновленным смыслом или ярким фрагментом значительного события.
Такие фильмы остаются в памяти надолго. Например, документальные рассказы о судьбе бывших заключенных в нацистском трудовом лагере в Норвегии («Не рабы рыбы», реж. Тамара Сушко – Швеция, Норвегия), о всемирно известном скульпторе Даши Намдакове и экологической проблеме Сибири («Отец Байкал», реж. Марина-Мария Мельник), об уникальных профессионалах сверхсекретной организации «Вымпел», воевавших в Афганистане, а потом спасших руководство страны во время штурма Белого Дома («Восход закат», реж. Ефим Резников – Россия, Москва). Или телефильмы: о первых гамбургских поселенцах Минского гетто («Зондергетто», реж. Людмила Клинцова – Беларусь), боевом пути и судьбах фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны («Экспозиция войны», реж. Владимир Сидоренко – Россия), о судьбе врача-онколога, оперирующего людей во время украинского обстрела («Доктор», реж. Елена Богдан – Луганская Народная Республика), о праздниках этнических меньшинств Китая («Мартовский зов», реж. У Сянле, Ма Ицзя, Нин Емин – Китай).
Особую симпатию зрителей вызвали фильмы-портреты: «Дмитрий Менделев. Заветные мысли» (реж. Андрей Судиловский – Россия), «Крымский партизан Витя Коробков» (реж. Сергей Антонов, Людмила Касаткина – Россия), «Фотография на память» (реж. Эдвард Старосельский – США), «Мария Каллас» (реж. Панайотис Базигос – Греция), «Между двумя крестами» (реж. Шандор Мохи – Венгрия), «Полет чемпиона» (реж. Сергей Головецкий – Россия), «Мой век» (реж. Теодора Ремундова – Чехия), «Безымянные коровы» (реж. Юбер Шарюэль – Франция) и другие. Стоит отметить фильм «Алексей Дидуров. Жизнь после» (реж. Анна Голикова – Россия), снятый к семидесятилетнему юбилею поэта и прозаика. События конца 70-х разворачиваются в нем на музыкально-поэтическом фоне, а созданное Дидуровым Рок-кабаре, продолжает жить и сегодня в городских ритмах мегаполисов.
Фестиваль длился неделю, на многочисленных киноплощадках продолжались конкурсные и внеконкурсные показы, члены международного жюри готовились подводить итоги, а в Севастопольском филиале МГУ, Большом зале Правительства Севастополя и музейно-выставочном комплексе «Константиновская батарея» проходил Международный общественный форум, посвященный сохранению памяти о Великой Отечественной войне. Важное слово и новое направление в структуре фестиваля, объединившее представителей межправительственных и общественных организаций, органов исполнительной власти, экспертов, деятелей науки, писателей и журналистов в поиске новых практик защиты исторической правды от искажения и фальсификации. Это направление продолжится в публикациях тематического сборника Международного форума.
И еще фестивальное новшество: в кинотеатрах города севастопольцы смогли посмотреть актуальные игровые киноленты, созданные в России, Китае и Турции. Но конечно главным событием стал конкурс и его итоги.
Гран-при удостоен грузинский кинематографист (режиссер, автор сценария и оператор) Вахтанг Кунцев-Габашвили за фильм «Прозрачный мир».
Приз за лучший полнометражный фильм «Сербка» получили кинематографисты из Хорватии (реж. Небойша Слиепчевич). За лучший короткометражный – из Румынии за фильм «Две казни маршала» (реж. Раду Жуде).
Специальным призом оргкомитета фестиваля награжден российский фильм «Корабли Крымской весны» (реж. Мария Раздорская)
В конкурсе международных киношкол приз за лучший фильм получила дипломная работа «С ветром» режиссера из Армении Артура Саакяна.
Приз за лучший телефильм достался киноленте российского режиссера и сценариста Иннокентия Иванова «Несломленный нарком», а за лучший телевизионный сериал – режиссеру и сценаристу из Чехии Теодоре Ремундовой, автору сериала «Мой век».
Именной приз президента фестиваля Владимира Меньшова получил российский документальный фильм «Спутник. Ступень во Вселенную» режиссера и сценариста Юрия Сальникова.
Всего победителями и призерами в конкурсах документального кино и телевизионных программ стали 18 фильмов, специальными дипломами награждены 19.
Заключительным аккордом фестиваля в прошлом году стало пожелание его Генерального продюсера Валерия Рузина фильмам-участникам дальнейшего зрительского просмотра. В нынешнем – число организаторов и партнеров возросло, интерес к фестивалю среди информационных партнеров расширился. Это значит, что желаемое становится действительным и документальное кино возвращается на широкие экраны. Это значит, что фестивальное кино свою миссию диалога со зрителем выполняет.
Надежда ОСЬМИНИНА, академик Евразийской академии телевидения и радио