21 мая в редакции «Литературной газеты» прошел «круглый стол» с участием президента Российского отделения Международного ПЕН-клуба «Русский ПЕН-центр» Евгения Попова и вице-президента Бориса Евсеева. Главной темой встречи стал набирающий обороты скандал вокруг правозащитной писательской организации. И это – накануне ее 30-летия!
Что происходит в ПЕН-центре
В последнее время ситуация вокруг Русского ПЕН-центра накаляется. 30 апреля злоумышленники обрушили сайт организации. Сейчас он недоступен для посещений. С официального адреса ПЕНа рассылались вводящие писателей в заблуждение подстрекательские письма. А на официальной странице в фейсбуке один за другим появляются посты, осуждающие действия нынешнего руководства.
Причина всего этого хаоса – недавно состоявшаяся перерегистрация организации, с которой связано очень много недопонимания.
Системная ошибка
Разъясняя ситуацию, Евгений Попов и Борис Евсеев подчеркнули, что на протяжении десятилетия Русский ПЕН-Центр существовал как отделение Международного ПЕН-клуба, в составе которого – 144 организации. Все они – за исключением российской – абсолютно автономны, поскольку, согласно Уставу Международного ПЕН-клуба, «вертикаль власти» в нем не предусмотрена. Из-за этой допущенной изначально ошибки Русский ПЕН-центр оказался в ловушке. По словам члена исполкома Русского ПЕН-центра Марины Кудимовой, к которой «ЛГ» обратилась за комментарием, эта системная и юридическая ошибка, содержащаяся в Уставе, однажды «должна была привести к катастрофе. Говоря языком Солженицына, организация оказалась «между двух жерновов». С одной стороны, она не соответствовала российскому законодательству, с другой – международному». То есть формально Русский ПЕН-центр находится в подчинении у Лондона и российские чиновники требовали у руководства согласовывать любое, даже самое незначительное решение с руководством Международного ПЕН-клуба. Лондон, в свою очередь, никаких документов, запрещающих или разрешающих что-либо Русскому ПЕНу, выдать не мог, так как не имел на это права согласно своему Уставу. Организация оказалась связана по рукам и ногам и под угрозой закрытия из-за несоответствия российскому законодательству. В связи с этим было принято решение о перерегистрации организации, чтобы привести ее в соответствие с требованиями Минюста и лондонской Хартии.
Большая часть членов Русского ПЕН-центра отнеслась к этим переменам с пониманием. Более 200 человек уже перерегистрировались.
Никакие санкции в отношении писателей, отказавшихся от перерегистрации, разумеется, не применялись.
Однако многие литераторы оказались дезинформированы так называемой «инициативной группой», провоцирующей раскол правозащитной писательской организации с 30-летней историей.
Аппаратный бунт
«Мятеж канцеляристов» – так Евгений Попов и Борис Евсеев охарактеризовали «подрывную деятельность» группы сотрудников ПЕНа, действующих за спиной у нынешнего руководства. Особенно горько осознавать, что ведущие персонажи этой неприятной истории – люди, которым в ПЕНе доверяли. В частности, во время «круглого стола» руководители организации назвали имена секретаря организации Екатерины Турчаниновой и бывшего директора Михаила Демченкова.
Последний, впрочем, утратил доверие руководства, когда вскрылись все его финансовые махинации, а именно: присвоение внушительной части средств, пожертвованных на ремонт здания ПЕНа и выделенных Минкультом субсидий на поддержку деятельности организации, а также незаконная сдача помещений ПЕН-центра в аренду. Когда руководство ПЕН-центра попыталось договориться мирным путем, привести в порядок документы, поставить все на легальную основу, директор немедленно подал заявление об увольнении (в отсутствие руководителей) и ушел из ПЕНа, не передав дела – и этим полностью парализовал деятельность организации: 40 человек не получили стипендии, ПЕН-центр – Президентский грант на премию им. Ф. Искандера; уничтожен сайт, где для всеобщего доступа были опубликованы документы, архив организации, восстановление которого требует колоссальных усилий и финансовых затрат. И это не говоря уже о плачевном состоянии, в котором бывший директор оставил занимаемое организацией здание… По словам Бориса Евсеева, общий ущерб только за последний год оценивается в пять миллионов триста тысяч рублей. Демченковым сейчас занимаются правоохранительные органы.
А его соратники продолжают, вероятно, с подачи Лондона, проводить незаконные сепаратные собрания с целью избрания нового президента ПЕН-центра, несмотря на то, что согласно Уставу внеочередное собрание можно проводить только с согласия Исполкома или ревизионной комиссии.
По словам Евгения Попова, эти люди «не гнушаются лживыми доносами в Международный ПЕН-клуб и Министерство культуры, надеясь на сохранение своих полукриминальных доходов, которые стали для них привычными за долгие годы полной безнаказанности и отсутствия контроля».
Казалось бы, с тех пор, когда Русский ПЕН-центр покинула Людмила Улицкая и ряд других писателей, журналистов и блогеров, утекло много воды. Жизнь писательской организации как будто начала приходить в норму.
Но в канун 30-летнего юбилея Русского ПЕНа за спиной у нынешнего руководства проводятся нелегальные собрания с фальшивыми бюллетенями и поддельными подписями. Очередная такая встреча намечена на 30 мая.
Интересно, что оппоненты ставят нынешнему руководству в вину сам факт перерегистрации – якобы это делается по заказу правительства, чтобы закрыть ПЕН-центр. Обвинение звучит тем более абсурдно, что нынешний президент ПЕНа Евгений Попов стоял у истоков организации и является одним из ее учредителей.
Русское сердце литературы
«Лондон, скорее всего, поставил перед собой задачу организовать в России пять ПЕН-клубов, – сказал Борис Евсеев. – Это допускается, но делается обычно по языковому принципу. Есть Татарский ПЕН-центр, есть Русский ПЕН-центр, возможно создание, к примеру, Карело-Финского ПЕН-центра. Особенность Русского ПЕН-центра в том, что он выступает за традиционные ценности. А оппоненты хотят новых «прогрессивных» вещей, которые совершенно не приемлет русское сердце».
В отличие от других писательских организаций, в задачи ПЕН-центра входит правозащитная деятельность. В связи с этим неизбежно возникают попытки «порекомендовать» ПЕН-центру «из-за океана» те или иные действия в отношении людей, которых необходимо «взять под крыло», что зачастую имеет политическую окраску.
Между тем, отметил Евгений Попов, по Уставу и Хартии Международного ПЕН-клуба, подписанной Джоном Голсуорси в 1921 году, организации запрещено заниматься политикой, особенно в годы, когда отношения между странами усложняются. Сейчас этой позиции придерживаются лишь несколько ПЕН-центров, в том числе – русский.
Остановить раскол
Во время «круглого стола» была затронута тема дальнейшей судьбы литературы. Борис Евсеев высказал мысль о необходимости создания Фонда литературы, который смог бы аккумулировать все силы, остановить процесс бесконечного дробления писательских союзов. Он подчеркнул, что основная идея и миссия Русского ПЕН-центра – бороться за возвращение профессии «писатель» в реестр профессий, а также выступать за сохранение русского языка через писательство.
«Россия была и остается литературоцентричной страной», – резюмировал Евгений Попов.
Итак, к 30-летию Русский ПЕН-центр подошел в настроении, которое сложно назвать праздничным. Однако руководство русской организации сдаваться не намерено. Оно намерено действовать – и действовать открыто, в отличие от «инициативной группы».
«Наша организация – это все тот же Русский ПЕН-центр, – сказал Борис Евсеев, – мы просто сменили организационно-правовую форму! Из НКО превратились в Общественную организацию писателей. Так сказано в нашем Уставе, утверждённом Минюстом».
«Организация делает лишь первые шаги. Нам предстоит достаточно длительный путь приведения ее к соответствующему статусу. Давайте вместе постараемся избежать нового витка раскола, жертвой которого может стать как писательский авторитет каждого из нас, так и судьба нашей организации, на спасение и укрепление, а вовсе не на разрушение которой направлены все наши усилия, – пишет Марина Кудимова. – Исполком Русского ПЕН-Центра практически круглосуточно открыт как для разъяснений ситуации, так и для конструктивной критики. Мы не приемлем только откровенную клевету и ответим на нее допустимым законом способом».
Алиса СОКОЛОВА
Фото ТАСС (автор – Александр Позднеев)