Но если бы причиной снижения интереса к чтению было распространение технологий, то люди просто читали бы электронные версии изданий. Однако это происходит не так часто. Почему же книги больше не привлекают людей?
Изобилие развлечений
Билл Гейтс как-то сказал, что компьютер оторвал детей совсем не от книг, а от телевизора.
До XX века вариантов культурного досуга было не так много, а потому чтение выступало и как развлечение, и как способ получения информации. Всё изменилось с появлением телевидения и радио. Можно было посмотреть фильм, где показаны все эмоции, а атмосфера создана не воображением и фантазией читателя, а талантливыми деятелями киноиндустрии. При этом цена на книги выросла, что сделало их менее доступными для людей с низким уровнем доходов.
Компьютер же предлагает ещё больше развлечений, причём бесплатно или по низкой стоимости.
Информационное «ожирение»
В наше время каждый год издаётся примерно 2 млн книг. Каждый день в Интернете публикуются сотни статей, исследований и других материалов. А ведь есть ещё переписки в социальных сетях, новости, SMS-сообщения. Вполне естественно, что люди устают от огромного количества информации вокруг, а потому, выбирая досуг, пытаются оградить себя от бесконечного потока букв. Невостребованными остаются и книги.
Клиповое мышление
Термин возник в 1990-х. Он означает способность современных людей воспринимать информацию при помощи коротких динамичных и ярких роликов. Клиповая аудитория выбирает непродолжительные видео и малые информационные блоки, а не длинные статьи и книги. Из-за этого людям трудно сконцентрироваться на чём-то одном. Мир интернет-пользователя представляет собой калейдоскоп информационных осколков, обрывки новостей, факты. При этом мозгу постоянно требуется что-то новое, необычное.
Именно поэтому даже среди читающих подростков и взрослых сейчас популярны фэнтези и приключения, что обусловлено тягой к динамике и неожиданным поворотам сюжета.
Отдельно стоит упомянуть об отсутствии культуры чтения. Дети видят своих родителей не за книгами, а за просмотром роликов в Интернете или постоянным обновлением страниц в соцсетях. Поэтому подрастающее поколение и не спешит приобщаться к чтению.
Изменение ритма жизни
Есть мнение, что для понимания художественного текста и получения удовольствия от чтения необходимо читать без спешки, неторопливо. Однако это не соотносится с ритмом жизни в XXI веке. Мы постоянно куда-то спешим, едем, бежим. Для многих единственной возможностью почитать книгу является время в дороге (конечно, если не нужно вести автомобиль).
Люди подстраиваются под такой ритм и выбирают альтернативные варианты: электронные книги (удобны, в одно устройство можно загрузить тысячи изданий), аудиокниги (можно слушать произведения в любом месте), приложения-библиотеки.
Мобильный софт сейчас есть практически у всех интернет-сервисов, и компании стараются всячески популяризировать его. Так, книжные магазины позволяют копить баллы в приложениях и тратить их на следующие покупки, спортивно-развлекательные сервисы предлагают бонусы с промокодами и без за установку программ (узнать о них можно здесь), социальные сети внедряют специальные функции в мобильные клиенты.
Сегодня информацию можно получать из разных источников, в любых форматах и при помощи огромного арсенала средств. Конечно, книги проигрывают конкуренцию. Однако ещё остались те, кто читает много и часто. Может быть, через несколько десятилетий люди устанут от яркой рекламы, динамичных видео, однообразных сообщений и вернутся к книгам. Пусть и в обновлённом формате.