С 1 августа по 10 октября 2020 онлайн состоялось важнейшее мировое поэтическое событие – 30-ый международный поэтический фестиваль в Медельине (Колумбия), в котором приняли участие 200 поэтов из 103 стран мира.
Внизу приведены статьи основателя фестиваля, поэта, лауреата альтернативной Нобелевской премии «За достойный образ жизни» Фернандо Рендона и поэта, основателя международного поэтического фестиваля в Кембридже Ричарда Беренгартена о сути и значении поэзии.
Думаю, что всем, кто интересуется состоянием мировой поэзии, эти размышления будут интересны!
Вадим ТЕРЕХИН
Фернандо РЕНДОН
70 ДНЕЙ ПОЭЗИИ НА ВЕРШИНЕ МИРА (перевод Вадима Терехина)
(Три десятилетия Международного поэтического фестиваля в Медельине, Колумбия)
Поэзия против террора
На протяжении более чем двух столетий Колумбия переживала бесконечные периоды террора: гражданские войны, геноцид, массовые убийства, целенаправленное уничтожение политических противников, насильственные экспроприации и перемещение миллионов людей, огромная концентрация власти в руках меньшинства. Эти события отмечены чередой тоталитарных масок. Поколения избранных семей стали хозяевами государства, смазывая его военную машину против людей, которые сопротивляются, подвергая их экстремальным условиям и обрекая на бедность, нищету, неграмотность, хроническую безработицу и антисанитарию. Такое, к сожалению, происходит во многих странах. Зло универсально, хотя и исправимо. За последние полвека река времени унесла с собой миллион погибших. Социальное разложение – следствие несправедливой системы, находящейся в вечном процессе распада, привело к тому, что наркотрафик проник в государство и подорвал его. Так происходило в Медельине в 1991 году, когда мафия бомбила и уничтожала город. Но в то же время в Медельине был основан Международный фестиваль поэзии. И война продолжается.
Поэзия рождается из уст безмолвных посреди пожара; она показывает боль оскорбленных и обездоленных людей. Поэтическое движение, зародившееся в Медельине, является ответом на местный и всеобщий террор. Поэзия призывает выйти на улицы и площади в массовом порядке, чтобы послушать стихи и песни, слагаемые и звучащие повсюду на земле, отмечая, что мир един: люди – братья, пытки и страдания глобальны, и поэзия, которая способствует мобилизации людей, это также лекарство, смягчающеегоре и страдания. Поэзия – это тайное растение духа, распространяющееся по проспектам, в открытых и закрытых пространствах, а сегодня и на обширных территориях цифровой вселенной. Как сказал английский поэт Ричард Беренгартен в своем тексте «Соберись и соединись»: «Медельин подтвердил, что поэзия, как нечто глубоко укорененное в воображении, является ключевым элементом человеческой свободы».
Поэзия – это выражение универсального закона
Природа управляется законами. Поэзия – это выражение Вселенной, времен года, стихий и форм жизни. Она погружена в бесконечные проявления всех живых существ. Первобытные общины руководствовались поэзией, которая до сих пор жива в песнях и танцах наших предков, в народной медицине и рудиментарных процедурах доисторического человека. Сердце поэзии бьется в людях и среди народов земли с момента ее возникновения. Сохранились их самобытные традиции и легенды. Древо мифической поэзии предлагает нам свои плоды для будущего. Почти 1700 поэтов из 175 стран приняли участие в Международном фестивале поэзии в Медельине за 30 лет его существования («поэзия – это инклюзивный центральный элемент в каждой культуре мира», Рихард Беренгартен). Поэты пели и читали свои стихи примерно на ста языках, сопровождая колумбийский народ в исходе его героического сопротивления, исполненные полной уверенности в поэтической справедливости и блеске истины. Поэзия показывает, что упорная борьба за победу света ведется в это время всюду под небом, которое обнимает народы, любящие мир и жизнь.
Невозможное свершилось
Первый Медельинский поэтический фестиваль был создан с почти несуществующими ресурсами, используя общественные телефонные будки, в баре, где группа друзей (которые просто появлялись из ниоткуда) встречалась в конце прошлого века, чтобы отпраздновать поэтическое братство и дух жизни, посреди оглушительного шума бомб и пуль. Он вырос в глуши беспомощной Медельинской жизни, среди отчаяния и горя, которые ощущались в стране и в мире. Он отказался унаследовать пораженческое смирение, пагубный нигилизм, шутовской скептицизм и соревновательный индивидуализм, тем самым приняв свой собственный принцип, основанный на мужестве встретить смерть с достоинством, чтобы помочь положить конец кампании унижения и уничтожения людей. С самого начала мы не верили в песни сирен рока, поскольку поэзия участвует в движении переупорядочивающих энергий, призванных сбросить маску хаоса. Как писал Сен-Джон Перс: «Неверно, что жизнь может отречься от себя». Поэтический язык основан на этой уверенности. Сновидение также расшифровывает все формы смерти и создает новые жизненные влечения. Смерть требует от жизни самоотречения и самопожертвования. Жизнь мудро расцветает на оплодотворенных полях смерти.
В течение трех десятилетий поэтическая жизнь кипела и набирала сил в Медельине. Фестиваль противостоял финансовым блокадам и официальным угрозам, судебному преследованию, антипропаганде со стороны средств массовой информации и давлению враждебных сил на жизнь и культуру. На мероприятиях выступило большинство величайших современных поэтов мира. В 2011 году в этом городе зародилось Всемирное поэтическое движение, призванное поощрять поэзию в человеческом духе, способствуя диалогу, слиянию поэтов и постепенному объединению современных поэтических проектов. Из этого орбитального эпицентра вынашивались десятки фестивалей со всех континентов.
В течение 2020 года, когда быт стал ограничен пандемией и государственные власти заперли нас в своих домах, в разгар жестокой и бурной человеческой истории, еще больше сокращающей продолжительность жизни, взаимная связь между поэтами мира была организована на самом высоком когда-либо до этого существующем уровне. Тысячи виртуальных поэтических костров зажглись во всех уголках планеты. Фестиваль отметил свои первые 30 лет беспрецедентной акцией: с 1 августа по 10 октября 200 поэтов из 103 стран провели 132 поэтических чтения и диалога, которые посмотрели 385 000 зрителей ("искусство для всех"). Фестиваль дал возможность услышать множество разноязычных голосов в своем единении! «Используя новейшие спутниковые интернет-технологии для организации сети мероприятий, открытых и доступных на глобальном уровне в течение 70 дней, Медельин эффективно транспонировал многие тысячи этих мечтаний и чаяний отдельных людей, древних и современных поэтов» (Ричард Беренгартен). Поэты наследуют и выражают память своих предков; они – зеркало душии ностальгии по человеческим достижениям. Невозможное исполняется, поэзия показывает свою работу.
Все стихии едины
Древняя анонимная поэзия – это часть мощной корневой системы. «Илиада» и «Одиссея» не были плодом воображения Гомера. Устная традиция, язык и история – это дело народов. Великая поэма написана миллионами существ. Эпос о Гильгамеше – первая эпическая поэма в литературе – это архаический голос мифических исследований многих народов. Гильгамеш искал водное растение («уршанаби», старый становится молодым*), чтобы избавиться от страха смерти. Он хотел стать бессмертным после того, как восемь дней оплакивал смерть своего брата Энкиду. Он нашел терновник в море, но змея вырвала его у него. Поэзия как выражение борьбы со смертью – это путь, который природа открывает людям, путь непобедимого братства, доказывающего действие закона общей судьбы, защищенного духом согласия и общим призванием к выживанию, против которого принимаются все риски. Все стихи взаимосвязаны, они дополняют друг друга, прообраз органического существа; они сотканы из снов и кошмаров всех времен, они – сумма всех надежд и жгучего желания преодолеть невзгоды. Старшее становится молодым, как земля и Вселенная, благодаря обновленной силе ее восприятия, языку и обновленному действию поэзии.
Поэзия – это голос предков и земли
Поэзия из Медельина прославила изначальную память и неисчерпаемый источник жизни. С момента своего основания фестиваль призывал прислушаться к голосам предков, к возможности защитить жизнь природы и планеты в центре народного собрания. Мы принадлежим земле. Жизнь снова расцветет. В городе больше не будет парков с маленькими домашними деревьями, освещенными обманчиво тусклыми огнями. В лесах разместятся новые города. Мы не будем владеть горами, долинами, реками и океанами. Мы должны быть рядом друг с другом, как родители и их дети. Мы призваны заботиться о жизни, потому что мы и есть жизнь. Поэзия – это язык существования; наши слова не могут отрицать нашу единственную судьбу. Легендарные традиции первобытных народов – это живая школа для человечества. Они научили нас заботиться о жизни всего сущего.
Ричард БЕРЕНГАРТЕН
О СОБОРЕ И ОБЪЕДИНЕНИИ (перевод Вадима Терехина)
Двенадцать заявлений 30-го Международного фестиваля поэзии в Медельине Колумбия, 2020
1. Во время глобальной пандемии COVID международный поэтический фестиваль в Медельине стал беспрецедентным гуманитарным и культурным вызовом и тем самым установил новую планку достижений для всех других поэтических фестивалей в мире.
2. Современное движение международных поэтических фестивалей началось в начале 1960-х годов. В 2020 году, используя новейшие спутниковые технологии Интернета для организации сети глобально доступных поэтических мероприятий в течение более чем 70 дней, Медельинский фестиваль вывел всю концепцию и практику международного поэтического фестиваля на новый уровень вовлеченности, участия и достижений. В нем приняли участие более 200 поэтов из более чем 100 стран мира. Таким образом, Медельин эффективно воплотил многие тысячи мечтаний и стремлений отдельных поэтов на протяжении многих поколений, древних и современных, в коллективную, настоящую и живую реальность. Только эти факты говорят о том, почему участие в 30-м фестивале в 2020 году было очень трогательным и вдохновляющим опытом, но они указывают на скелет, а не на все тело живой реальности Медельинского фестиваля.
3. Быть человеком – значит учить, использовать (развертывать), проходить и передавать язык. Это означает не только жить в языке, быть обусловленным языком (прежде всего своим собственным родным языком), переживать, исследовать и понимать мир через язык и язык через мир, а также думать и выражать мысли и чувства других людей с помощью языка – но и наслаждаться, восхищаться языком. Поскольку поэзия укоренена и основана на языке, искусство поэзии является основным выражением и празднованием нашей человечности.
4. Сердцевина этого ядра объединяет радость в свободе и свободу в радости, как в выражении, так и в коммуникабельности движения. Сама жизнь – это движение. Инкорпорируя (воплощая) и разделяя (передавая, получая) эту двойную радость и свободу через язык, поэзия выходит за пределы чисто функционального (пешеходного) «использования» языка. Поэтому можно справедливо сказать, что поэзия – это язык в состоянии танца.
5. Таким образом, как и все другие подобные фестивали во всем мире, сосредоточив внимание на поэзии, Медельин празднует дух человечества. Более того, этот дух, воспетый в поэзии, не ограничивается самой поэзией. Укорененная в поэзии, ее энергия распространяется радиально, всеохватно и экспоненциально, чтобы приветствовать и охватить все живое и все аспекты жизни. Поэзия – это расцвет живого духа. «Поэзия, – писал Уильям Вордсворт, – «есть дыхание и тончайший дух всякого знания; это страстное выражение, которое есть на лице всякой науки» (предисловие к лирическим балладам). «Поэзия – это сам образ жизни, выраженный в ее вечной истине», – писал Перси Биши Шелли. Вся жизнь, вся наука, самый образ жизни, цветение – вот те качества, которые прославляет Медельин.
6. К тому, что сказали Вордсворт и Шелли, я добавляю, что дух поэзии по своей сути приветлив, гостеприимен, великодушен. Это последнее слово, великодушие, само по себе означает обладание большой душой. И это также подразумевает большое сердце и широкий, глубокий, щедрый и нежный дух. И поскольку тайны, которые предлагает поэзия, берут свое начало в великодушии, они по своей сути являются открытыми и всеобъемлющими. Всегда сразу же данные интимно и в то же время доступные для восприятия кем угодно – и когда бы они ни были даны, в прошлом и будущем или здесь и сейчас – стихи являются и воплощают подарки в обоих смыслах этого английского слова: присутствия и Дары. Дух поэзии протягивает открытую руку тому, кто охотно приближается к ней; и так же дух поэзии отвечает желанию. Дух Медельинского поэтического фестиваля радушен, гостеприимен и великодушен именно в этих смыслах и в этих отношениях: велик душой, велик сердцем, широк и глубок духом, отзывчив на желания.
7. Далее, все это означает не только то, что Медельинский фестиваль инклюзивен, но и то, что инклюзивность, которую он воплощает и предлагает, постоянно расширяется и углубляется. Это, в свою очередь, означает, что к качеству, характеризующему и конкретизирующему Медельин, следует подходить и понимать не только с точки зрения его уже четко сформулированной, актуализированной, эксплицированной, присутствующей инклюзивности, но и с точки зрения масштаба, глобальности, амбициозности (широты и глубины), которые он приглашает, имплицирует и потенциально сохраняет для будущего – нашего и следующих поколений. Этот холдинг, кстати, является частью того, что ЮНЕСКО назвала нематериальным культурным наследием человечества. Она включает в себя сложное понятие и практику найма жилья, опеки, ухода, защиты, содержания в доверии. Французское слово maintenant, которое переводится на английский язык довольно прозаично, как и сейчас, освещает этот мотив: буквально оно означает «держать» (арендатор) в руке (главный). И, как уже было сказано (§6 выше), эта рука приветлива и открыта.
8. Более того, благодаря своей инклюзивности, сигнальное достижение Медельинского фестиваля на сегодняшний день состоит в том, чтобы продемонстрировать и подтвердить, что поэзия является ключевым элементом каждой культуры в мире, и что, хотя поэзия каждой отдельной культуры неотделима и уникальна, в конечном счете вся поэзия – это одна поэзия, и все стихи являются частью одной поэмы. Эта единственная поэма-песня человечества в природе и природы в человечестве, и она поется через воображение. Эту потенциальную и скрытую реальность, которую Октавио Пас (1914-1998), как и многие другие, утверждал на протяжении всего своего творчества, Медельинский фестиваль теперь сделал актуальной и явной:
Со времен палеолита поэзия была частью жизни всех человеческих обществ; не существует общества, которое не знало бы той или иной формы поэзии. Но хотя поэзия и была привязана к определенной почве и определенной истории, она всегда была открыта, в каждом своем проявлении, трансисторическому запредельному. Я не имею в виду религиозное запредельное. Я говорю о другой стороне реальности. Это восприятие является общим для всех людей во все времена: это опыт, который, как мне кажется, предшествует всем религиям и философиям. (Другой голос: эссе о современной поэзии 153-154; курсив добавлен)
Чтобы еще больше подчеркнуть значимость некоторых из этих выводов, присущих теории и практике инклюзивности, Медельин продемонстрировал, что поэзия – это искусство, которое принадлежит всем, всем людям, независимо от возраста, происхождения, пола, языка и всех других фактов и особенностей, которые нас индивидуализируют, а также тех, которые нас объединяют и разделяют, таких как Вера, этническая принадлежность, класс, доход, статус и т. д. Иными словами, Медельинский фестиваль поэзии убедительно показал, что сам дух поэзии предполагает, постулирует и защищает не только общность, но и общность всех людей, всей жизни, всей материи, всей энергии. Возможно, парадоксально, но это-инклюзивность, коллективно всеобъемлющая внутренняя сущность, которая, в сущности, не предполагает никакого «вне-себя». Она универсальна.
9. И возьмем еще один более ранний пункт, упомянутый в §4 выше в контексте жизни как движения: Медельин вновь подтвердил, что благодаря своей укорененности в индивидуальном человеческом воображении поэзия является ключевым элементом человеческой свободы – как, среди многих других, отстаивали великие английские поэты – романтики начала XIX века (например, Блейк, Байрон и Шелли); и что поэзия обязательно выступает против несправедливости и от имени угнетенных.
10. Таким образом, Медельин вновь подтвердил, что поэзия является важнейшим средством выражения самых прекрасных и благородных движений нашего времени и всех времен, включая защиту мира, порядочности, достоинства, самоуважения, уважения к другим, любви, равновесия, гармонии, взаимосвязанности и всех физических, психических, эмоциональных и духовных аспектов здоровья (haleness, wholeness) не только людей, но и всей жизни на земле. Таким образом, собрание Медельинского сообщества поэтов распространяется и охватывает всех поэтов и всех людей. Это собрание, которое является объединением.
11. В этом отношении одним из наиболее важных аспектов Медельинского фестиваля является поощрение детей и молодежи к написанию, чтению и слушанию стихов, а также к раскрытию потенциала их собственного восприимчивого и активного воображения. Включенные во все эти факторы, как утверждал английский и международный поэт Энтони Рудольф, «поэзия предполагает будущее, предполагает непрерывность» (вино из двух бокалов 45). Предполагать будущее означает не только отстаивать надежду на будущее, но и участвовать в действиях по защите будущего всей жизни на этой планете Земля.
12. Создание поэзии и отклик на нее предполагает бережное отношение к прошлому, настоящему и будущему. С точки зрения наследия, как материального, так и нематериального, защитное и проективное торжество поэзии в настоящем – это действие во имя будущего. Прошлое, настоящее и будущее вместе ценятся на Медельинском поэтическом фестивале.