В Крыму в конце августа традиционно прошел уже ХХII фестиваль литературы и культуры «Славянские традиции». Прошел не так празднично и многочисленно, как в прошедшие года, в режиме он и офф-лайн, но он был душевным, уютным и творчески насыщенным. Из победителей, занявших первые места в литературном конкурсе фестиваля этого года, стоит отметить Наталью Тимофееву из Химок Московской области в поэтической номинации общей тематики, Ирину Коляку из Крыма в номинации любовной лирики, Наталью Иванову из Беларуси в номинации «Литературный перевод», Ольгу Белову-Далину из Чехии в номинации «Сонет», а также Ирину Соляную в номинации «Малая проза», Дмитрий Воронина в номинации «Прозаическая миниатюра» из России, которые были награждены литературными премиями.
Мастер-классы для участиков фестиваля провели Наталья Гранцева и Владимир Шемшученко в он-лайн и офф-лайн формате, что в период пандемии стало уже традиционным. В рамках фестиваля участники совершили поездку в музей Волошина в Коктебеле, где посетили экскурсию и почитали свои стихи. Перед участниками фестиваля выступили поэты и барды питерского бард-клуба «Восток», дуэт «Остров» и другие. Из видеовыступлений авторов, не приехавших на фестиваль, были созданы фильмы, которые совместно просмотрели все участники фестиваля и члены жюри. Прошли презентации новых книг участников, 15 выпуска литературного альманаха «ЛитЭра» по итогам прошлогодних фестивалей, многочисленные выступления писателей, дискуссии и обсуждения проблем литературной жизни. Несмотря на пандемию, в фестивале смогли принять участие все авторы благодаря современным интернет-технологиям. Неделя пролетела незаметно в дружеской и творческой атмосфере.
***
Литературный альманах «ЛитЭтра» – итоговый сборник ХХ и ХХI международных фестивалей литературы и культуры «Славянские традиции», которые прошли в августе 2020 года в Крыму, на мысе Казантип в городе Щелкино и в ноябре в Праге впервые на территории Европы в режиме он- и офф-лайн, представляет читателям свой 15-й выпуск.
Материалы сборника, составленные из прозаических, стихотворных, драматургических произведений и переводов, принадлежат самым разным авторам – среди них преподаватели, выпускники и слушатели Высших литературных курсов Литературного института имени А.М.Горького и победители, участники обоих фестивалей – отечественные литераторы и писатели из разных стран.
Следует отметить, что не все фестивали имеют свои сборники или альманахи. А фестиваль «Славянские традиции» выпустил их уже 15!
Главный редактор альманаха и основатель фестиваля Ирина Силецкая очень верно заметила в предисловии, что этот альманах – прекрасное и очень убедительное доказательство тому, что «не прерывается связь литературных поколений, воспитывается достойная смена литераторов».
Победителями в различных номинациях были объявлены такие писатели, как Валерий Савостьянов. Владимир Петрушенко, Александр Пономарев, Нина Кромина, Ирина Беспалова и другие. Литераторы, занявшие первые места, были награждены литературными премиями «Славянские традиции» и «Пражская муза», учрежденными фестивалем.
Состав альманаха, который мы держим сейчас в руках, разумеется, очень пестрый, разнородный и неравноценный, как и полагается литературным альманахам, сборникам или же, скажем, коллективным научно-филологическим изданиям. Не составляет в данном случае исключения и 15 выпуск альманаха «ЛитЭра». Произведения участников собраны в разделы: произведения членов жюри, почетных гостей, победителей в поэтических и прозаических номинациях, финалистов, номинантов и гостей фестиваля. Обо всех участниках написать, конечно, невозможно – их слишком много – да и, скорее всего, не нужно. Но здесь, несомненно, выделяются некоторые имена, о которых мы хотели бы упомянуть.
О стихотворениях Ирины Силецкой предоставляется возможным высказать такого рода мнение, что в них отражена жизнь и переживания лирического героя. А также присутствуют все реалии современной эпохи – эпидемия коронавируса, например. Именно таковы стихотворения «Не выходи из дома», «Он-лайн пространство», «Ура» и другие.
Специально и особо следует, на наш взгляд, выделить публикации членов жюри конкурса – главного редактора журнала «Нева» Натальи Гранцевой и известного поэта Владимира Шемшученко – оба они жители Санкт-Петербурга.
Статья Гранцевой «65 лет в литературном строю» посвящена 65-летию с момента основания знаменитого ленинградско-петербургского журнала «Нева», в котором печатался некогда весь цвет отечественной литературы и культуры второй половины ХХ века и начала ХХI – М.Зощенко, О.Берггольц, М.Дудин, В.Шефнер, В.Конецкий и многие другие. Автор делится с читателями и теми сложностями, с которыми пришлось столкнуться журналу в непростых современных условиях, когда последние номера журнала «зависали» в ожидании выхода из «парализованного производственного состояния».
Естественно, большое внимание в статье уделяется освещению в журнале темы 75-летия Великой Победы, а также, подчеркивает Н.Гранцева, не забывались и литературные юбилеи прошлого и нынешнего годов – И.Бродского, Ф.Достоевского, И.Бунина, А.Куприна, Л.Андреева.
Владимир Шемшученко представил в альманахе свои стихи – это проникновенно-лирические медитации, изысканные литературные реминисценции, а также и остро злободневные темы современной жизни со всеми ее трагическими гримасами и издержками.
Разумеется, никак нельзя пройти мимо такого автора, как известный поэт, критик и философ Константин Кедров – в альманахе помещены его очень своеобразные, авангардистские стихи, отмеченные и словотворчеством, что в определенной мере заставляет вспомнить о традиции В.Маяковского, а также В.Хлебникова.
Здесь же опубликованы два стихотворения тоже в авангардистском духе не так давно ушедшей из жизни жены К.Кедрова Елены Кацюбы, о которой у всех участниках фестиваля сохранились теплые воспоминания.
Стихи одного из самых крупных современных поэтов старшего поколения, Владимира Кострова, который не участвовал очно в последних двух фестивалях, опубликованы на самых первых страницах альманаха.
И невозможно также не сказать об эссеистическом произведении (этот жанр очень характерен для его творчества) известного современного поэта, прозаика, критика, искусствоведа Станислава Айдиняна – «Вслед страннику» (легенда), в котором он продолжает столь важную для него постсимволисткую линию в литературе, дожившую до наших дней. Мир литературы и поэзии Серебряного века наиболее ему близок – не случайно он в течение почти десяти лет был редактором и литературным секретарем старейшей писательницы Анастасии Ивановны Цветаевой. (1894-1993), связанной с Серебряным веком, так сказать, непосредственно и вживую, будучи его современницей, что для нас наиболее важно и ценно. Эта публикация – подлинное украшение альманаха.
В казалось бы очень традиционном, сугубо реалистическом рассказе Татьяны Шахлевич «Сычиха» о жизни крымского села в послевоенные годы, жители которого, простые люди, вынесли на своих плечах тяготы и ужасы войны, возникает очень выразительный и приобретающий во многом даже символический смысл, образ змеи, оказывающий в художественном контексте рассказа, связанным с живыми, неугасающими воспоминаниями о совсем недавно прошедшей войне, с ее жертвами и страшными испытаниями.
В рассказе Светланы Судариковой «Инквизиция словесности» затронута остросоциальная и злободневная тема жизни современной молодежи, показанной на материале случайного происшествия, однако это наводит на мучительные размышления о том, что из этой молодежи может получиться впоследствии.
Рассказ Александра Пономарева «Отряд Склон (Сокровища Касимовского ханства)» представляет выразительный эпизод провинциальной армейской жизни, который является не просто показом какой-то реальной жизненной ситуации, а законченным художественным произведением, отличающимся очень сильной и впечатляющей психологической убедительностью. Возможно, это одно из наиболее удачных прозаических произведений альманаха.
Следует сказать и несколько слов о рассказе-притче Лилии Баклановой «Притча про алмаз с грецкий орех» (из цикла притч средневековых городов) – она написана целиком на пражском материале. В небольшом по объему рассказе представлена, казалось бы, совсем немудреная, но трогательная история об алмазе, которая вырастает до глубокого размышления о ценностях человеческой жизни вообще во все времена.
В маленькой сказочной пьесе для детей Елены Вадюхиной «У Новогодней елки», прелесть и романтика любимого всегда и детьми, и взрослыми, праздника Нового года. Юные радости, ссоры и огорчения, ожидание чуда: весь этот дорогой и памятный для всех людей мир детства представлен очень обаятельно, колоритно и одновременно с юмором, – здесь отсутствует, надо сказать, какая бы то ни было слащавость и сентиментальность. Поэтому вовсе не тривиально звучит как бы «мораль» этой пьесы – в том, что Дед Мороз раздает подарки только «тем, кто не дерется, не ссорится, а друг другу помогает и никого не обижает».
Следует отметить, что во время нынешнего ХХII крымского фестиваля были проведены «мастер-классы» уже упоминавшимися нами Натальей Гранцевой, Владимиром Шемшученко, Константином Кедровым, а также писателем, доктором философских наук, профессором Петром Калитиным.
Ко всему сказанному остается добавить, пожалуй, только одно: фестиваль «Славянские традиции», как это стало особенно очевидно в нынешнем 2021 году, несмотря на тяжелейшее, трагическое, можно сказать, время всесветной пандемии, все-таки живет, хотя и не может, к сожалению, сравниться по степени праздничности, торжественности и массовости с предыдущими – многим участникам пришлось осуществлять выступления в режиме он-лайн, находясь в своих городах и странах. Но очень хочется надеяться, что когда-нибудь все станет на свои места.
Владимир ИГНАТОВ